Народное танцевальное творчество
Танец – яркое, красочное творение народа, эмоциональное художественное специфическое отображение его многовековой жизни.
В каждой области, в каждой местности складывались свои традиции, свои особенности, своя манера исполнения, свои самобытные танцы.
Русский народ любил праздники («святки», «Троица», «Масленица», «Иван Купала» и др.), готовился к ним задолго до наступления.
Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни праздников или гуляний собирался народ, водили хороводы, играли в различные игры, Традиции таких гуляний складывались издавна и корнями своими уходят в глубокую старину. Русский народ оставил огромное фольклорное танцевальное богатство. Каждую историческую эпоху различные русские народные танцы исполнялись на так, как в предыдущую (отражение поколением в танце своего мироощущения, культуры).
На протяжении многих лет русский танец, развиваясь, приобрел устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, свои традиции, песенное и музыкальное сопровождение и т.д.
Русский танец делится на 2 основных жанра – хоровод и пляска (они также состоят из различных видов).
Изобразительные средства русской народной хореографии формировались в условиях родового быта и своеобразных суеверных представлений. Эволюция форм народного творчества (и танцевального) протекала в зависимости от социальных и бытовых условий, от изменений административного, политического, хозяйственного, бытового, религиозного порядка (религиозная реформа 9-10 вв. – пляска, игры, песни, музыка были отнесены к категории греха, нашествие монголо-татар, допетровский период (17 в.) – пропаганда аскетизма, искоренение пляса и игрищ).
Особую роль в становлении русского танца сыграли скоморохи (ранние сведения с 12 в.). До середины 17 в. скоморохи являлись единственными представителями театрального искусства в России. Искусство скоморохов было глубоко народным по своему происхождению и содержанию, уходило корнями во времена, когда игры и пляски являлись неотъемлемой частью языческих обрядов. В период средневековой истории русского государства искусство скоморохов сыграло большую роль, отражая помыслы народа, сохраняя и развивая основные черты народной игровой песенно-плясовой культуры.
У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны с его этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов, они отражают также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания. В народных танцах воплощается особая пластика, в которой содержится многообразная информация о преобладающих видах деятельности, нормах поведения и взаимодействиях между различными половозрастными и социальными группами. Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры оказывали мифологические представления об устройстве мира, В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря. Со временем утратив эти функции, они превратились в одну из форм досуга.
Рисунок танца – последовательное чередование различных положений танцующих, траектория их перемещений. Наиболее древним является круговой рисунок (олицетворение движения небесных светил). Линейные рисунки: линии, колонны, диагонали, квадратные построения.
Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью. История возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством («играют», «водят», «ходят»).
Одним из непременных условий бытования русского танца является импровизационность, а также необыкновенная выразительность рук танцующего.
Основными видами русских народных танцев являются: хороводы; кадрили и пляски.
Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем утрачивает значение обряда. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы.
Наиболее типичной начальной формой построения хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге; два круга рядом; переливающиеся круги один в другой и их движение образует рисунок 8-ки. Движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д. («круг», «воротца», «8-ка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и др.). Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни.
Виды хороводов:
- круговые – «ходьба по кругу», здесь песня и музыка являются организующим и ритмизующим хореографические действия танца. В своем развитии логически переходили в быструю массовую пляску или сольную, мужскую или женскую;
- игровые – в их основе – драматическая игра. Участники раскрывают содержание произведения, его нравственную направленность, его эстетическую основу в танце. Иногда логические хороводы могли перестраиваться в круговой плясовой хоровод или массовую пляску в быстром тепе;
- «узорчатые» - хороводы «вьюном» представляли собой круг, который двигался в такт песне в ту или другую сторону. Быстрота движений зависит от темпа песни. Часто такой круг развивался и заводила водил в том направлении, которое ему вздумается избрать и хоровод извивался «змейкой»;
- вечерошные-сидячие (распр. в Сибири) – сравнительно «короткие» хороводы, исполнялись в медленном темпе и имели свою разновидность лиродраматического действия. В них участвовало малое количество из-за места проведения (изба, место у ворот, мост, пригорок), водились в начале вечерки. Основной рисунок их – полукруг, двигавшийся по кругу. В зимнее время во время проведения вечерок исполнялись «сидячие» хороводы – исполнялась песня сидящими на скамейке, а в центре избы девушка или юноша разыгрывали действие (в конце действия парень с девушкой обязательно должны поцеловаться);
- проходочные - композиционно проще вечерочных, нет богатого разнообразия рисунка. Строятся по кругу, колонной, линией. Круг или колонна может остановиться, приплясывая на месте, хлопая в ладоши. Если он парный, то пары, идя друг за другом, расходятся вправо и влево, образуя 2 круга по 2 колонны. Движения: «шаг с каблука», «шаг с притопом», «хлопки в ладоши», «кружение» на месте.
Местные особенности хороводов.
Север России (Архангельская, Вологодская, Костромская, Новгородская губ.) – гуляли, играли и водили хороводы не только летом, но и в зимнее время на улице. Тяжелые длинные сарафаны, высокие головные уборы – способствовали плавности и величавости движения в хороводах. А жизненный уклад и строгое воспитание вырабатывали в характере сдержанность, скромность поведения, степенность и достоинство. Девушки ходят в хороводе плавно, торжественно, у них степенная поступь, сдержанная строгость в движениях, осанке, взгляде (идет и головы не повернет ни вправо, ни влево – лишь поворот в сторону корпусом). Присущи строгость и благородство движений, северные хороводы не переходят в пляску или в припляс и не соединяются с ними. В круговых и «узорчатых» хороводах принимали участие только девушки – невесты и молодки (и пели в них одни девушки). Характерная их черта – линейное построение (величавая поступь линиями – шеренгами, т.е. проходочные хороводы).
В Средней полосе (Московская, Владимирская, Рязанская, Ярославская, Тульская губ.) – хороводы не водили, а играли. Богатство народных песен – от распевных до быстрых, здесь более разнообразными становятся хороводные песни (за счет дробления ритма, учащения произнесения текста). Некоторые песни четко делятся на 2 части – медленную и быструю, и хоровод состоит из 2-х частей – медленного движения (чаще по кругу) и быстрой, живой пляски.
В Юго-Западных регионах (Брянская, Калужская, Орловская) встречаются чаще хороводы, исполняющиеся в быстром и среднем темпах. Движения участников хороводов - быстрые, резкие, соединенные руки приподняты над плечами. Плечи и весь корпус очень подвижен (сочетание с резкими поворотами корпуса). Припляс и пляска становятся основным хореографическим действием участников хоровода.
В Южных (Белгородская, Воронежская, Липецкая, Курская, Орловская) – влияние близкого соседства украинцев. Главными чертами всех южных хороводов-танков (исполняющихся на месте и в продвижении по улице), является плясовой задорный характер, разнообразный хореографический рисунок. Все они сопровождаются быстрыми песнями.
Пляска – наиболее распространенный и любимый вид народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Состоит из ряда отдельных движений – элементов, отличающихся характерной манерой исполнения, имеющих русский национальный колорит и отражающих отдельные черты пляшущего человека. Движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритмы и темпу, характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино.
Для мужской пляски характерны широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнерше.
Женскую – отличает плавность, величавость, благородство и задушевность (но с задором).
Импровизация составляет основу русской народной пляски (свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочетание новых и усложнение старых вариантов). Более богатая и более сложная лексика танцевальных движений, нежели в хороводе.
(наиболее древние виды):
- одиночная пляска - сольная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она может начинаться с движения по кругу – или с выхода в круг исполнителя какого-либо движения на месте – с выходки. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. Основанная на импровизации исполнителя, она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению;
- парная пляска – исконно русская, очень красивая пляска, при которой возраст имеет большое значение - в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина. В ней принимают участие любящие или симпатизирующие друг другу люди. Ее содержание – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных;
- массовый пляс – возникал на игрищах стихийно, непосредственно (возникал не только стихийно, но и в связи сразными событиями: встреча весны, свадьба, удачная охота и т.д.). Чаще исполняют в парах – один против другого, и по трое, и по четверо, но при этом все адресуют свои движения, кому-либо из пляшущих рядом. У каждого из исполнителя есть своя задача – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, стоящего рядом исполнителя;
- перепляс;
- групповая пляска – как и в массовой пляске может участвовать много народа, но состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Ей присуща организованность, она имеет установленное построение. Различные фигуры и перестроения должны быть срепетированы и четко отработаны исполнителями. Исполняются под популярные в народе песни, плясовые мелодии, различные припевки, страдания, частушки. У большинства групповых плясок существует своя оригинальная мелодия или песня;
(поздние виды)
Кадриль – (с нач. 19 – 20 в.) первоначально имела импровизационный характер и определенного музыкального сопровождения не было, но постепенно появились определенные фигуры и определенное музыкальное сопровождение. Кадрили разнообразны по содержанию, тематике и форме. Это парный танец, с определенной композицией, обязательной для исполнения (в каждом регионе своя композиция). Различные рисунки создают различные варианты кадрилей. Кадриль может превратиться и в массовый танец – число пар всегда четное. Число фигур кадрили может доходить до 12, отличающихся одна от другой. Северные кадрили отличаются степенностью, плавностью. По композиционному строю можно выделить: квадратную (угловую), линейную, круговую кадрили.
В квадратной кадрили перемещения исполняются «по углам», четырьмя парами (между противоположно расположенными парами). Наиболее распространена в Московской, Тверской, Саратовской, Рязанской, Тульской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской обл. Она исполняется простым переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в ней разнообразны:
- движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах;
- пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая – в них проходит, все кружатся на месте, возвращаются на свои места;
противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, повторяется до возвращения на свои места;
- две пары сходятся в центр, один из исполнителей отдает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на место;
В линейной, двухрядной кадрили принимают участие четное количество исполнителей (от 4-х). Движения в парах производятся «стенкой на стенку» - линейно навстречу друг другу (на Урале, Сибири, Нижней Волге, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской обл.).
Популярные ее фигуры:
- перемещение навстречу двух линий одновременно;
- пары через одну подходят к противоположным парам, образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвращаются на свое место, пройдя через ворота, образованные парой, с которой кружились, девушки образуют круг в центре, перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем парни повторяют все движения девушек, а девушки пляшут на месте;
обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на места.
В круговой кадрили может принимать любое количество пар (но не меньше 4-х). Все перемещения проходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров против часовой стрелке (Сибирь, Урал, Московская, Самарская обл.).
Фигуры:
- все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг себя, затем все повторяется в обратном направлении;
- девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, которые пляшут на месте, потом парни повторяют все перемещения девушек;
- девушки двигаются в центр, образуют круг, повернувшись спиной к центру круга, танцуют на месте, затем возвращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с ними вокруг себя, парни пляшут на месте, потом повторяют все движения девушек;
парни и девушки двигаются в разных направлениях по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на месте;
- пары через одну подходят в центр круга, образуя рисунок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь поочередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже зигзагообразно парами (рисунок «шеен»).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира