logo
Ответы на Госы

Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов

Созданные славянами мифологические картины, образы, идеалы, божества, культы, магические действа, ритуалы, символы оказывали большое влияние на творчество русских писателей и композиторов.

В произведениях А.С. Пушкина образ дуба («Руслан и Людмила») – образ мирового древа, отделяющего мир хаоса от мира космически организованного, дающего вечную молодость, обладающего целительными свойствами, символизирующего бессмертие. С мифологическим сознанием трактует он смерть в своих произведениях (герой не умирает, а засыпает).

В заметках по русской истории 18 в., Пушкин сетует на неразвитость славянской мифологии. И он стремится обратиться к славянской мифологии, к национальному видению.

Миф о мире, вводит в «Сказку о царе Салтане» (Гвидон с матерью попадают на пустынный остров посреди океана, где «видит холм в широком поле», «море синее кругом»).

В романе «Евгений Онегин» (сцена гадания Татьяны в бане, сон после гадания).

В произведениях Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» - образ колдунов, чародеев, черта, обряд колядования (пища для выкупа как жертвоприношения).

Булгаков «Мастер и Маргарита» (вера в духа, небесные силы, чародейство, волшебство).

Островский, Достоевский, Толстой и др. писатели.

Композиторы: Чайковский («лебединое озеро», Римский-Корсаков («Снегурочка»), Мусоргский («Картинки с выставки»: «Баба-Яга»).

Изучение НХК в контексте фольклористики: академические школы и научные направления

Академические школы во многом были связаны с западноевропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.

Мифологическая школа

Возникла в Западной Европе в начале 19 в., в период расцвета романтизма. Основоположники – братья В. и Я. Гримм, поставившие целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора и языка древних германцев. Они первыми указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями – язычеством.

Идеи мифологической школы в середине 19 в. разделяли А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии, М. Мюллер в Англии, А. де Губернатис в Италии, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев в России. Отталкиваясь от идей Я. Грима, эти ученые развивали собственные идеи. Одни ученые ставили целью реконструкцию древних «арийских» мифов (А. Кун); другие полагали, что содержание мифов к осмыслению небесных (солярных, грозовых) явлений (В. Шварц); третьи рассматривали мифологию как своеобразную «болезнь языка» (М. Мюллер).

Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе, как о результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого, с течением развивались все жанры фольклора. Подчеркивалась тесная связь науки о мифологии с языкознанием. Фольклор изучали посредством сравнительно-исторического метода, разработанного на материале языка. Целью мифологов стала реконструкция единой мифологии древних индоевропейцев.

Русская мифологическая школа оформилась в1840-1850 гг. (Ф.И. Буслаев, установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил коллективный принцип природы художественного творчества народа, применив мифологический анализ к словесному материалу).

Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы. Наука практически не располагала аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.

Впоследствии в России мифологическая школа получает ряд разновидностей:

Метеорологическая («грозовая») теория связала происхождение мифов с атмосферными явлениями. Последователи: Миллер, в России – Афанасьев (изучая мифы, сравнивал славянские с мифами других народов, придя к выводу, что сказки индоевропейских народов создавались на основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и тогда же были выработаны главные типы сказочного эпоса, а истоки были разнесены разделившимися племенами в разные стороны, что объясняет сходство сюжетов и образов).

Неосимволическая – оформилась в 50-60-е г. 20 в. в Западной Европе и Америке. Наиболее важным ее источником считается теория К. Юнга «Учение об архетипе» (человеческие первообразы), хранящегося у каждого человека в области бессознательного. Бессознательное как историческая подпочва психики, с мифологическими мотивами и образами. Эти образы являются осадками, накопившимися в течение многотысячного опыта.

Главная цель мифологической школы – реконструкция мифологии и древнего фольклора.

Школа заимствования (миграционная) (в 50-70 е гг. – 19 в.)

Ее сторонники указывали на сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока, которое объясняли прямым или косвенным заимствованием, распространением из одного или нескольких очагов. Основоположник – немецкий востоковед – Бенфей (1859) отметил близкое сходство сказочных сюжетов в мировом фольклоре, на примере судьбы сборника «Панча Тантра» (Пятикнижие)

В.Г. Белинский делил сказки на богатырские и сатирические, считая, что в Западных – рыцарский характер, в Восточных – фантастический.

А.Н. Пыпчи показал связь русской словесной культуры с Восточной и Западной.

Стасов доказал, что сюжеты русских былин и образы богатырей заимствованы с Востока.

А.Н. Веселовский подчеркивал, что сходство определяется тем, что они имеют общие основы, либо заимствованием содержания одного у другого.