Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
Созданные славянами мифологические картины, образы, идеалы, божества, культы, магические действа, ритуалы, символы оказывали большое влияние на творчество русских писателей и композиторов.
В произведениях А.С. Пушкина образ дуба («Руслан и Людмила») – образ мирового древа, отделяющего мир хаоса от мира космически организованного, дающего вечную молодость, обладающего целительными свойствами, символизирующего бессмертие. С мифологическим сознанием трактует он смерть в своих произведениях (герой не умирает, а засыпает).
В заметках по русской истории 18 в., Пушкин сетует на неразвитость славянской мифологии. И он стремится обратиться к славянской мифологии, к национальному видению.
Миф о мире, вводит в «Сказку о царе Салтане» (Гвидон с матерью попадают на пустынный остров посреди океана, где «видит холм в широком поле», «море синее кругом»).
В романе «Евгений Онегин» (сцена гадания Татьяны в бане, сон после гадания).
В произведениях Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» - образ колдунов, чародеев, черта, обряд колядования (пища для выкупа как жертвоприношения).
Булгаков «Мастер и Маргарита» (вера в духа, небесные силы, чародейство, волшебство).
Островский, Достоевский, Толстой и др. писатели.
Композиторы: Чайковский («лебединое озеро», Римский-Корсаков («Снегурочка»), Мусоргский («Картинки с выставки»: «Баба-Яга»).
Изучение НХК в контексте фольклористики: академические школы и научные направления
Академические школы во многом были связаны с западноевропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.
Мифологическая школа
Возникла в Западной Европе в начале 19 в., в период расцвета романтизма. Основоположники – братья В. и Я. Гримм, поставившие целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора и языка древних германцев. Они первыми указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями – язычеством.
Идеи мифологической школы в середине 19 в. разделяли А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии, М. Мюллер в Англии, А. де Губернатис в Италии, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев в России. Отталкиваясь от идей Я. Грима, эти ученые развивали собственные идеи. Одни ученые ставили целью реконструкцию древних «арийских» мифов (А. Кун); другие полагали, что содержание мифов к осмыслению небесных (солярных, грозовых) явлений (В. Шварц); третьи рассматривали мифологию как своеобразную «болезнь языка» (М. Мюллер).
Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе, как о результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого, с течением развивались все жанры фольклора. Подчеркивалась тесная связь науки о мифологии с языкознанием. Фольклор изучали посредством сравнительно-исторического метода, разработанного на материале языка. Целью мифологов стала реконструкция единой мифологии древних индоевропейцев.
Русская мифологическая школа оформилась в1840-1850 гг. (Ф.И. Буслаев, установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил коллективный принцип природы художественного творчества народа, применив мифологический анализ к словесному материалу).
Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы. Наука практически не располагала аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.
Впоследствии в России мифологическая школа получает ряд разновидностей:
Метеорологическая («грозовая») теория связала происхождение мифов с атмосферными явлениями. Последователи: Миллер, в России – Афанасьев (изучая мифы, сравнивал славянские с мифами других народов, придя к выводу, что сказки индоевропейских народов создавались на основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и тогда же были выработаны главные типы сказочного эпоса, а истоки были разнесены разделившимися племенами в разные стороны, что объясняет сходство сюжетов и образов).
Неосимволическая – оформилась в 50-60-е г. 20 в. в Западной Европе и Америке. Наиболее важным ее источником считается теория К. Юнга «Учение об архетипе» (человеческие первообразы), хранящегося у каждого человека в области бессознательного. Бессознательное как историческая подпочва психики, с мифологическими мотивами и образами. Эти образы являются осадками, накопившимися в течение многотысячного опыта.
Главная цель мифологической школы – реконструкция мифологии и древнего фольклора.
Школа заимствования (миграционная) (в 50-70 е гг. – 19 в.)
Ее сторонники указывали на сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока, которое объясняли прямым или косвенным заимствованием, распространением из одного или нескольких очагов. Основоположник – немецкий востоковед – Бенфей (1859) отметил близкое сходство сказочных сюжетов в мировом фольклоре, на примере судьбы сборника «Панча Тантра» (Пятикнижие)
В.Г. Белинский делил сказки на богатырские и сатирические, считая, что в Западных – рыцарский характер, в Восточных – фантастический.
А.Н. Пыпчи показал связь русской словесной культуры с Восточной и Западной.
Стасов доказал, что сюжеты русских былин и образы богатырей заимствованы с Востока.
А.Н. Веселовский подчеркивал, что сходство определяется тем, что они имеют общие основы, либо заимствованием содержания одного у другого.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира