Региональные традиции певческих стилей.
В русском песенном фольклоре 7 основных стилевых географических зон:
северорусская (Новгородская, Архангельская, Санкт-Петербургская и Вологодская обл., Коми, Карелии, Кольского п-ова) – преобладание песенных эпических жанров в сольной сказительной форме – былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эпическое начало проявляется во многих жанрах северного фольклора. Близко связана с эпосом манера северных плачей и причитаний. Распространены сложные по своему рисунку хороводы. Хороводные песни, сопровождавшие медленные хороводы, нередко имеют характер степенного музыкально повествования (роднит их с эпосом). Песни сопровождали гусли и пастушеские трубы, гармоники (тальянки, трехрядки). Музыкальная стилистика связана с закономерностями эпической напевности. В основе былинного сказания лежит распевание тонического (акцентного) стиха (в основе ритма 2 или 3 постоянных ударения) – в местных лирических песнях, в свадебных и хороводных песнях, причитаниях.Размеры – 11/4 и 9/4, в ладовой организации – опора на уменьшенные интервалы, уменьшенную квинту, и уменьшенную кварту. В песенной хоровой фактуре – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». Особенности певческой манеры связаны с 2-регистровым звучанием вокальных ансамблей, в которых актавное удвоение основной мелодии проходит в верхнем либо в среднем голосе, звучание голосов собранное и мягкое;
южнорусская (к югу от Оки до украинских селений – Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая обл. Орловской, Калужской, Тульской Рязанской) _ опора на хореографию плясового характера с приуроченностью хороводов к различным периодам и датам крестьянского календаря. Плясовые «карагоды» и «танки». Песни с движением, имеют характерный припев со словами «лели», «лели» (местное название «лелюшки») – преобладают в свадебном репертуаре. Медленных, чинных ритуальных песен немного – исполняются лишь в самые драматичные моменты обряда бракосочетания, свадебные причитания отсутствуют. Местные лирические песни чаще излагаются от лица мужчин или передают переживания мужчин. Из инструментов распространены кугиклы, двойная жалейка, дудки. Напевы местных обрядовых песен находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Отличается он значительным варьированием количества слогов в стиховых периодах (в результате дробления или укрупнения основных единиц музыкально-слогового ритма). Ритмика песен чрезвычайно импульсивна (широкое использование дробных рисунков и синкоп). Типично развитое многоголосие. Трехголосная основа партитуры, голоса в тесном расположении – женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистре, мужчины -в высоком.. Широкое использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни ограничивается 4 звуками на расстоянии секунды (крайние его звуки образуют тритон). Исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, насыщенность открытой вокальной манеры. Напев украшают особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре. Экспрессия, открытая эмоциональность, непосредственность в чувстах песен;
среднерусская – (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Ярославль, Тверь) – преобладает жанр лирической (протяжной) песни. В произведениях других жанров – песенных и инструментальных – ощущается явное тяготение к лирике. В песенном цикле среднерусского свадебного обряда песни лирические составляют большой процент (ведущая драматургическая роль в обряде).В свадебном обряде есть и величавые песни с плясом. Среди хороводных – преобладают плавные, неторопливые. В хороводе танцоры – солисты своими движениями как бы зрительно подкрепляют содержание песни (их выразительные движениями народ называл «рассуждениями»). Даже кадрильные песни и частушки звучат спокойно, лирично. Вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные черты (особый способ произнесения слова – близко к разговорному). Песни звучат в среднем и высоком регистрах;
западнорусская – (Брянская, Смоленская области и районы Орловской, Калужской, Псковской) имеет больше точек соприкосновения с фольклором западных славян, чем другие. Развитая сеть календарных обрядов (семик, Иванов день, Рождество, Масленица), сопровождающихся пением. Особыми песнями ихороводами сопровождается и обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»). Есть песни прополочные. Обычай украшать свадебный традиционный каравай елкой или веткой сосны, получивший отражение в текстах некоторых свадебных песен. Песни данного региона иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах (скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира). Музыкально-стилевой строй: силлабический строго цензурированный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговый ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования. В песнях: звонкая прямая подача звука в среднем регистре; завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном; использование выкриков – возгласов в середине и в конце музыкальных фраз;
средневолжская – (Ульяновская, Самарская, Саратовская, Пензенская) –большую роль в местном фольклоре играют меденные хороводы («круги»), они приурочены к определенным датам крестьянского календаря. На свадьбе – песни лирического содержания в умеренном темпе. Важная драматургическая роль плачей невесты. Как и на юге – местные величавые песни с развитой многоголосной фактурой с преобладанием гармонических средств, но по характеру звучания они весьма самобытны – широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров (пение тонкими голосами), достижение прозрачности, воздушности хоровой звучности. Высокий верхний подголосок чаще дублируеся в октаву один из нижних голосов, временами приобретая относительную самостоятельность. Ведущие жанры – мужские песни вольницы и воинская лирика. Типичный инструмент – саратовская гармоника (со скрипкой, балалайкой, тростниковыми дудками).
Уральская - (Пермь, Екатеринбург, Челябинск) – перекрещиваются традиции Севера, Поволжья и Сибири (особенность местной истории). Песенные особенности проявляются в характерном произнесении сорв в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Сложность и прихотливость метрических свадебных песен – причудливое чередование 2-дольных, 3-дольных 5-дольных фигур;
сибирская – существует несколько достаточно обособленных и самобытных традиций: фольклор старожилов; песенная культура староверов – «семейских», «поляков». Традицию старожилов можно считать определяющей в местном фольклоре – большая собранность, строгость, даже суровость. Песни звучат в предельно низком регистре, выдерживаются в медленном или достаточно умеренном темпе. Преобладающий параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолодийских, дорийских ладовых красок, а также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы отделены одна от другой. Внутри строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. На свадьбе – строгие, степеннее песни лирического или эпическогосодержания. Важная роль – протяжной «проголосной» Песни.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира