Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
Менталитет –
Термин менталитет имеет значение, близкое к понятиям установки умственной функции и мышления.
С точки зрения Лурье, слово менталитет может выступать в паре с «традицией». Традиция выражается в менталитете народа, или менталитет – нематериальная составляющая традиции.
Структуру менталитета – образует «картина мира» и «кодекс поведения». Это присутствующий в сознании человека стержень, который при разных внешних условиях может выступать в разных обличиях, но является единственным для всего этноса и служит его внутрикультурным интегралом.
Национальный характер. Каждому народу присущ свой, отличный от других психологический склад.
Художественная культура народа воплощает национальный характер в самобытных материалах и духовных формах. Особенности национального характера проявляются не только в произведениях народного творчества (песни, сказки), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках). Научная школа исследования национального характера зародилась в середине 20 в. Попытки определить национальный характер заняли несколько десятилетий и до сих пор Лурье считает его мифологией (вымыслом), так как члены разных наций имеют общие психологические характеристики. Над этим вопросом задумывались в 1960 гг. Дайкер, Фрейд, Иннельс, Левенсон, (отечественные - Бердяев, Ильин, Соловьев).
Национальное самосознание.
Сознание – интегративное выражение психических процессов, , позволяющие понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической деятельности; осознание своего интеллектуального потенциала, нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Если посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, то самосознание направлено, главным образом на познание самого себя.
Национальное самосознание – сознание нацией своего единства и своего места среди других общностей подобного типа на основе представлений о самом себе и о представителях других наций.
Нация – исторически сложившаяся форма организации человеческой жизнедеятельности. Обладает объективными (социокультурные связи и государственное объединение) качествами и субъективными (национальное самосознание). Осознание общности нации осуществляется через осознание интересов своей нации, ее места в системе межнациональных отношений, ее прошлого, настоящего и будущего, через приверженность к национальным ценностям – территории, языку, культуре, Только через самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение личности как к своей социально-этнической общности, так и к другим общностям. Оно включает представление о территории, культуре, языке, об историческом прошлом и др.
Структура национального самосознания:
- когнитивный компонент (знания о собственной национальной культуре, о сходстве собственной культуры с другими национальными культурами – проявляется в самосознании (этнониме), язык);
- эмоционально-оценочный компонент (переживания относительно собственной этнической группы);
- поведенческий компонент (взаимоотношения с другими нациями, умение выстраивать диалог, межэтническая коммуникабельность).
Характерные признаки осознания своей этнической принадлежности: чувство единой Родины, наличие родственных связей; знание родного языка; отношение к историческим традициям, материальной и духовной культуре народа; знание антропологических особенностей своего этноса и характерных для него имен.
Национальное самосознание – продукт социального развития личности и самовоспитания, оно формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Национальное самосознание не врожденно, оно формируется вмести с личностью человека под влиянием ряда факторов. Дети от родителей наследуют биологический фонд, на основе которой развиваются национальные черты личности. Под влиянием родителей, среды, идеологии, социальной системы образования и воспитания в школе и др. учебно-воспитательных заведениях получают национальные и общечеловеческие ценности.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира