Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
Фольклор (англ. – народная мудрость) – обозначение деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Термин введен в научный обиход У.Дж. Томсом в 1846 г. (англ. Археолог), понимался как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. Сейчас фольклор трактуют как: устное поэтическое творчество; совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества.
При многообразии региональных и локальных форм, фольклору присущи общие черты: анонимность; коллективность творчества; традиционность; тесная связь с трудовой деятельностью, бытом; передача произведений из поколения в поколение в устной традиции. Коллективная жизнь определяла появление у разных народов однотипных жанров, сюжетов, средств художественной выразительности (гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения). Роль фольклора особенно была сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее влияние и испытывая обратное воздействие.
Народное творчество (народное искусство, фольклор) – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, верования, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество: песни на бытовые, обрядовые и исторические темы, пословицы и поговорки, сказки и былины.
Многое из этого богатство не сохранилось (стали записывать лишь в 18 в., когда многое уже было утеряно, ввиду того, что Русская Православная Церковь стремилась искоренить остатки язычества).
Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали предания о природе, жизни и смерти, культовые обряды (сопровождавшиеся специально приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями).
Широко были распространены песни (пели всегда: за работой, на праздниках, на тризнах и пирах, плачи – входили в похоронные обряды). В заговорах и заклинаниях видели средство воздействия на внешний мир. В них обращались к силам природы, духам (способствовавшим выздоровлению, удачной охоте, урожаю).
В сказках идет извечная борьба добра и зла, добро побеждает – это извечное стремление людей силой слова, заговора повлиять на стихийные враждебные силы. В них выражена мечта о хорошей, счастливой жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, дворцы, вырастающие за одну ночь).
Широко популярные пословицы, поговорки вплетены в письменные источники. Летописцами использовались и народные загадки (в Новгородской летописи 1016 г. рассказывается о разведчике, направленном Ярославом в лагерь противника на встречу со сторонником с вопросом: «… что ты тому (Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а дружины много». Ответ: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». Ярослав понял, что в ночь нужно идти в бой).
Особое место занимают былины, возникшие в период развития феодальных отношений. Это былины о борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате, об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике, цикл об Илье Муромце, Микуле Селениновиче и др. Наиболее ранние былины о князе Вольге Святославовиче во многом переплетаются с языческим мировоззрением (образ князя-кудесника, искусного охотника, хитреца и оборотня). В былинах нет идиллической картины прошлого, в них отразились мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которых можно добиться только руками самого народа в лице его богатырей. В былине о борьбе Добрыне со змеем отразилась борьба Руси с внешними врагами (змей - воплощение злой силы, победа над ним – победа над недругами). В Илье Муромце слились все лучшие черты русских богатырей: патриотизм, сила, любовь к родине, к людям, отсутствие корысти.
Фольклорное творчество, возникнув ранее появления письменности, жило и развивалось, жадно вбирая в себя все мелочи культурного наследия разных эпох. Долгие годы наслаивались друг на друга новые темы, идеи, отражая прошлое и надежды на будущее, переплетаясь с умелой выдумкой.
Фольклор как совокупность всех видов народного творчества.
Народное творчество в настоящее время существует в разных проявлениях: бытовое художественное творчество неформализированного досугового характера, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор. Все это связано с народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой.
Фольклор неотъемлемая часть живой культуры, имеет специфические черты:
- коллективность творчества, бытование в народе;
- отсутствие авторского начала;
- импровизационность в рамках заданной традиции;
- вариативность, наличие нескольких вариантов текстов, мелодий, сцен и т.п.;
- синтетический характер – одновременное использование нескольких искусств: инструментального, вокального, хореографического, театрального;
- синкретизм (сочетание) творческой и социальной деятельности;
- условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.п.);
- игровая сущность (ряжение на Коляду, Масленицу; народные праздники всегда сопровождались играми).
Фольклор – не материальное явление культуры, народная мудрость и коллективная творческая деятельность народа с помощью устного народного творчества (словесных, музыкальных, игровых).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира