Позднетрадиционный фольклор.
Позднетрадиционный фольклор - это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другойсреде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.
Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественHый уровень по сравнению с фольклором классическим - культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Позднетрадиционный фольклор отличает сложное переплетение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испыTыBaTь влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособностьпоказали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, народные песни литературного происхождения, детский фольклор. Старинная протяжная песня была сильно потеснена городcкиMи "жестокими романсами", а также быстро и широко распространившейся частушкой. Вместе с тем постепенно забывались былины, старые исторические песни, старые баллады идуховные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопровождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарномагическое значение, особенно в городских условиях.
С конца XVIII в. в России появились первые государственные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудИЛИСЬвольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродЯг и т.п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению - фольклору рабочих. По мере развития капитализма и роста пролетариата расширял ась тематика, увеличивалось количество произведений устного творчества рабочих, дЛя которого бьшо харакTepHo влияние книжной поэзии.
Новым явлением стал городской фольклор - устные произведения "низового" населения городов (оно росло вместе с ростом самих городов, постоянно притекая из обнищавшей деревни). Культурные контакты города и деревни имели в Россиимноговековую историю - достаточно вспомнить роль Киева, Новгорода и других городов в сюжетах русских Быiин.. Однако только во второй половине XIX в. сложились культурные традИции собственно городского, оторванного от земли населения. Наряду со старыми формами и жанрами, такими, как площадной, ярмарочный фольклор, выкрики разносчиков (мелких торговцев), в городе появилась своя песенная культура (романсы), своя несказочная проза, свои обряды; получила новое развитие давняя традиция рукописных сборников (песенники, альбомы со стихами). Все это в тех или иных формах продолжает жить и в наше время.
В ХХ в. процесс угасания традиционных обрядов и отмираHия старых жанров фольклора ускорился. Отчасти этому способствовало то, что в по октябрьское время официальное отношение ко многим явлениям фольклора бьшо негативным: их объявляли "отжившими" и "реакционными". Это распространял осьна аграрные праздники, обрядовые песни, заговоры, духовныестихи, некоторые исторические песни и проч. Вместе с тем возникли новые произведения разных жанров, которые отразилиновые проблемы и жизненные реалии. Можно выделить следующие этапы развития русского фольклора после 1917 г.: гражданская война; межвоенный период; Великая Отечественная война 1941-1945 г.; послевоенный период; современный период.
Современный устный репертуар народа и позднетрадицион
ный фольклор - понятия разные. Современный репертуар это все те произведения, которые помнит или исполняет народ, независимо от времени их создания. В современный репертуар входят некоторые произведения классического фольклора и даже реликтовые элементы фольклора раннетрадиционного. Позднетрадиционный фольклор - составная часть современного репертуара, произведения, созданные после распада феодальной деревни.
Старый национальный фольклор вьmолнял важные функции в поздних исторических и социально-экономических условиях. Известна его консолидирующая роль во время братоубийственной гражданской войны, когда все участники трагических собыTий исполняли традиционные произведения, осуждавшие зло инасилие. В годы Великой Отечественной войны былины и старые солдатские песни, к которым обратились агитаторы и артисты, активизировали патриотическое чувство народа.
В фольклоре, созданном в ХХ в., исследователи отмечают мозаичность: разную возрастную, социальную ориентацию и разную идейную направленность. В нем отразилась историческаяпротиворечивость мировоззрения и устремлений населения страныI, сельских и городских жителей. Ряд произведений поддер~вал начинания и достижения советской власти: ликвидациюнеграмотности, коллективизацию, индустриализацию, разгромнемецко-фашистских захватчиков, восстановление разрушенногов годы войны народного хозяйства, комсомольские стройки, освоение космоса и проч. Наряду с ними бьти созданы произведения, в которых осуждалось раскулачивание и другие репpeccии. В лагерях среди заключенных возник фольклор ГУЛАГа(ему бьта посвящена научная конференция в Санкт- Петербурге в 1992 г. ).
Современный фольклор - это фольклор интеллигенции, студенчества, учащейся молодежи, мещан, сельских жителей, участников региональных войн и проч. Фольклор последнеЙ четверти хх в. настолько видоизменился по сравнению с более ранними формами, что иногда его называют пост-фольклором. Темне менее позднетрадиционный фольклор сохранил преемственность народных устно-поэтических традиций. Это выразилось всоздании новых произведений в форме ранее существовавшихжанров, а также в частичном использовании старой фольклорной поэтики и стилистики.
В современном фольклорном процессе изменилось соотношение коллективного и индивидуального начала, возросла рольотдельной творческой личности. Яркая примета позднетрадиционного фольклора - произведения профессиональных и полупрофессиональных авторов, усвоенные. народом.
Позднетрадиционный фольклор - сложная, динамичная - не до конца определившаяся система, развитие которой про должается. Многие явления позднетрадиционного фольклора наука только обозначила или начала разрабатывать. В их числе: городской фольклор; фольклор ГУЛАГа; фольклор участников региональных войн (в Афганистане, в Чечне); фольклор разных социальных групп (например, студенческий); современный детский фольклор; современная несказочная проза; анекдот. Особые темы - взаимосвязь русского фольклора и фольклора технародов России, среди которых расселены русские; фольклоррусских диаспор за рубежом.
НеобходИМО критически оценивать уже накопленный опыт изучения позднетрадиционного фольклора (например, фольклор гражданской войны и в целом 1920-х - 19ЗО-х гг. освещалсяодносторонне инеполно). Обращаясь к опубликованным текcTaM позднетрадиционного фольклора, следует учитывать возможность фальсификатов!.
Характеризуя жанры и жанровые системы классического фольклора, мы уже затрагивали проблему их позднего развития, вопрос о книжных влияниях. В этой главе будут рассмотрены частушки, фольклор рабочих и фольклор периода Великой Отечественной войны.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира