Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
Крестьянская изба – срубное жилище.
Большое значение при строительстве жилища имел выбор места – дома не строили на перепутье дорог, на местах захоронений, выбирали с помощью ритуалов (пускали икону по реке). Важен был и выбор дерева. Дерево на Руси было самым доступным материалом, из которого возводились различные типы построек: жилища, хозяйственные сооружения, укрепления, храмы. В народном представлении дерево считалось «живым» существом и его рубка сопровождалась определенными обрядово-магическими действиями. В строительстве не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизненных соков), деревья, росшие на могилах, заброшенных дорогах (она вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Из пород, предпочиталась сосна, иногда и ель. Осина считалась проклятым деревом и в строительстве не применялась. Дуб был материалом дорогим и применялся выборочно (для подпечных фундаментов и др.).
С самых древних времен русским мастерам были известны срубная столбовая и каркасная конструкции. В центре и на Севере Руси преобладала срубная конструкция – в основе сруб или клеть из горизонтальных рядов бревен, образующих 4 стены. Стены сполбовых построек состояли из сплошных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной конструкции промежутки между вертикальными каркасными бревнами зашивались горизонтальными рядами досок.
В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции построек. Большинство из них сформировались на основеизбы-пятистенки (с 10-11 до 17-18 вв.), пятая стена делила сруб на избу и сени.
На Севере - двухъярусный дом с двухскатной крышей с подклетом для хозяйственных целей и крытым двором.
В Центральной России – двухъярусные, двор не крытый, примыкающий к боковой стороне, подклет невысокий.
На Юге – избы низкие без подклета, двор по периметру хозяйственной постройки с 4-хскатной крышей. Хозяйственные постройки на расстоянии от дома с летней печью или кухней.
В Сибири – усадьбы крепости, высокая деревянная изба, амбар на расстоянии с глухим массивным забором.
Внутренняя планировка избы:
пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию:
- «Красный» или «святой» угол – парадное помещение с полкой-«божницей»;
- «бабий угол» или «куть» - пространство около печи;
- «подпорожье» или «кут» - мужское пространство (для занятий хозяина ремеслом).
Главным предметом в избе был стол. Лавки, проходившие вдоль стен по всему периметру избы, заканчивающиеся «коником» у двери, считались функциональной деталью постройки.
В народном сознании дом олицетворял собой окружающий мир (он как и мир был целостным ансамблем). В устройстве дома отражались космологические представления человека. Противопоставление «своего» (обжитого) и «чужого» (враждебного, связанного с нечистой силой) выразилось в идее оберегающей силы дома.. В жилище человек был композиционным центром (антропоцентризм). Изба представляла собой целостную структуру, ансамбль (во внутренней и внешней, в вертикальной и горизонтальной структуре). Основа вертикальной структуры – троичность: крыша (внутри – потолок) символизировала небо, связывала дом с небесами (в древнем – не было потолка); из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Снаружи декор фронтона изобилует солярной символикой: образ коня – свет, солнце, бог Перун. Причелины вдоль фронтонов крыши с их несложным геометрическим орнаментом символизировали воду, ее запасы на небесах – «хляби небесные». Солнце изображалось на резных досках, свисающих с правого и левого скатов крыши (восходящее и закатное) и под коньком (полуденное). Окно светелка оформлялось солярной символикой, его конструктивные детали – курицы – делались в виде силуэтов птиц.
Средняя часть - жилое, человеческое пространство (соотношение дома и его обитателей с окружающей средой, с миром природы. Распространение красных окон (лазейки для внешних таинственных сил, они должны быть защищены охранно-магическим декором, а также связывали с окружающим миром и были источником света), украшенных снаружи наличниками с солярной символикой и убранных вышитыми полотенцами изнутри.
С распространением крыши на стропилах появляется лобовая доска (широкая, прикрывающая место стыка сруба и фронтона, зашитого вертикальными досками), как бы определяющая границу небесного и земного мира, покрывавшаяся глухой резьбой (зооморфные, растительные – природа, окружающий человека мир). Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, благополучие, плодородие и богатство. В древних жилищах Русского Севера преобладали вертикальные ритмы и была воплощена идея взаимодействия с небом. Декор северных домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки (преобладание солярной символики).
В жилищах средней полосы и Поволжья преобладают горизонтальные ритмы, нацеленные на взаимодействие с окружающим миром. Декор домов Поволжья, с обилием глухой резьбы, представлял собой образцы воплощения древних мотивов народного искусства, стилистических приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры.
В интерьере жилого пространства, декора почти не была (кроме Урала и Сибири – активно использовалась роспись). Декор жилища выполнялся с помощью тканей, предметов декоративно-прикладного искусства, предметов обстановки. Образы архитектурного декора повторяются в декоре предметов, что объединяет жилище в ансамбль. Основу ансамбля интерьера составляла горизонтальная иерархия пространства. В красном углу (божий, святой) – обитал Бог, здесь собиралась вместе семья, происходили торжественные события, здесь помещался стол (как престол в церкви). В противоположность красному углу была печь (древний языческий центр жилища; запечное и подпечное пространство – обиталище домового). В вертикальной структуре интерьера – особое значение пола и потолка (границы с обиталищем злых духов – подполье и чердак). Важное смысловое значение матицы – символически делившей пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное помещение. Подполье – подземный мир, полон духов.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира