18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
Развитие промышленности и рост городов в этот период привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. В начале 1830 гг. в России – более 1700 ярмарок.
Кроме непосредственных участников купли-продажи на ярмарки стекалось много «обслуживающего персонала» (продавцы снеди, носильщики, грузчики, ростовщики, увеселители). Наряду с торговыми палатками возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады.
Площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни города, с 18 в. стала и местом проведения массовых празднеств.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традиция: устраивались в те же5 календарные сроки и в тех же формах (ряжение на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на пригороде» на троицу и т.п.). Сами гуляния в городе назывались «под горами» или «под качелями».
С 18 в. значительно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих празднеств в новые, городские условия сказались и на их характере:
- нарушается строгая регламентация и обрядность,
- перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность празднества;
- резко меняется состав участников гуляний и ярмарок, сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей;
- гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства (влияние иноземной культуры, но оно было неравномерно в разных слоях населения, коснувшись прежде всего верхних слоев).
В 1702 г. Петр Ш распорядился выдвинуть в центре Москвы «комедийную хоромину» - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Театр «должен был разъяснять всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя». С задачей труппа театра не справилась, но пробудила интерес к театру в разных слоях городского населения. Во второй четверти 18 в. появились театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.
Для популяризации своих преобразований Петр I прибегал к публичным зрелищам: уличным маскарадам; торжественным шествиям; иллюминациям; пародийным обрядам и т.п. Где использовались традиции народного святочного и масленичного ряжения, а так же – символы и аллегории школьного театра. Петр увлекался фейерверками и части принимал в них участие – обладали огромной зрелищной эффектностью и доступностью широкому кругу зрителей. Опыт фейерверного театра («огненных действ») позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях.
С конца 17 в. все более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых и западноевропейские «потешные» листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников и гуляний, сказочных героев. В 19 в. на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом.
Характерная черта России 18 в. – наплыв в страну иностранцев, в том числе и бродячих актеров, познакомивших население (городское) с европейским ярмарочным искусством).
Формировавшийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплескивавшийся туда в праздничные дни, приспосабливала к требованиям основного своего посетителя, в то же время формируя его вкусы и запросы. Это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки (со старыми и новыми, не известными деревенской Руси развлечениями, зрелищами).
Праздничная площадь интересна тем, что ее зрелищные формы создавались на стыке двух культур: аграрной и индустриальной. Сложность (неоднородность и многословность) истоков породила необычайную пестроту зрелищных форм, ставшую специфическим признаком городской площади во время народного гулянья.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира