Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
Подготовка к свадьбе велась всю сознательную жизнь. Девочки уже с 7 лет осваивали прялку и готовили приданое, мальчики – осваивали хозяйственные навыки.
Свадьба – обряд, сопутствующий браку. Слово произошло от имени римской богини Свады, глагола сводить – соединять.
По характеристике, свадебный обряд является одним из наиболее сложных комплексов традиционной культуры – совокупность: символического, магического, игрового характера, материальной и духовной культуры, а так же социально-правовые отношения, верования, мораль и этика.
Обряд очень древний, корни уходят в язычество, невозможно составить целиком картину обряда того времени. Языческий брак соединялся узами перед идолами богов – Светлояра, Даждьбога, Лала (слово молодые происхолит от божества Млады, богини молодости, юности). Молодые поклонялись Солнцу-свету (огню).
В предсвадебный день невеста плакала перед разожженным очагом, ей вторили подруги, сваха грела руки у печи для благополучного сватовства.
Слово венчание происходит от «покрытия головы невесты венком (венцом)». Церковь признавала только брак ею освещенный, но у крестьян брак не считался действительным без пира.
Русская свадебная обрядность имела разные черты в разных географических регионах страны. Но имелись и общие:
Лучшим сезоном для свадеб считалась осень – урожай уже собран, есть что выставить на стол.
Возраст вступивших в брак был невелик (в 15 в. девицы 10-11 лет уже были в браке);
ранние браки были запрещены указом Петра I, разрешавшим юношам с 20, а девушкам с 17 лет вступать в брак;
по указу Екатерины II повенчавшихся: юношу 15 л., а девушку 13 лет разводили;
в 1830 г. было запрещено венчать браки, если жениху нет 18, а невесте 16 лет; и не венчать старше 80 лет (этими правилами руководствуется церковь и по сей день).
Девушек обычно отдавали замуж поневоле (в 1701 г. Петр I издал указ о не принуждении к браку).
Свадьба начиналась со сватовства или смотрин. Сваха ехала в дом жениха или невесты и начинала разговор издалека , хотя все стороны знали, о чем идет речь. После шли переговоры.
Следом за сватовством шел сговор (рукобитье, договор, зарученье, пропой, пропивки) – первое пированье в доме невесты, в присутствии гостей объявлялось решение сватовства, договаривались о сроках, количестве гостей, приданном. Начиналась долгая череда причитаний невесты, в которых она уговаривала отца и мать отсрочить или вовсе отменить свадьбу, боясь покинуть отчий дом и жить среди чужих людей (даже если невеста любила жениха, она должна была показать свое горе, чтобы не получить осуждения окружающих). Причитания невесту продолжались вплоть до венца. Невеста звала к себе в гости подруг и тетушек попрощаться с ней.
Девичник – прощальная вечеринка. Нарядные девушки, подруги невесты собирались в горнице, вели хороводы, пели песни, причитания (в некоторых регионах приглашали жениха и его приятеля – начиналось веселье, игры и танцы). Девичник продолжался до глубокой ночи.
На утро после девичника – баня. После «черной» бани, невеста ходила в «белую» баню (там ей расплетали косу и заплетали 2, пели, причитали).
Свадьба. Нарядный поезд жениха с его свитой ехал к невесте, одетой в лучшее платье (в платье от сглаза закладывались иглы без ушек, в карман посыпали каменную крошку). Место жениха рядом с невестой занимает младший брат или подросток, жених платит выкуп (за столом сидят недолго, молодые не едят). Перед выездом к венчанию молодых благословляют образами родители. На венчание невеста и жених едут в разных санях.
Венчание. Священник благословляет новобрачных 3 раза, спрашивает любят ли они друг друга. Одевает венцы, После чтения молитвы, молодые пьют красное вино (мед) с одной чаши. Бросают чашу и топчут ногами, приговаривая, что так будет повержен любой, кто будет сеять раздор в их доме. Весь обряд сопровождался особым песнопением. После венчания сваха сооружала невесте бабью прическу. Новобрачные ехали в дом жениха. Молодых осыпали зерном и хмелем, встречали с хлебом-солью. Усаживались за стол – веселье.
Свадебный пир в доме родителей молодой. Приезжали новобрачные с подарками. Теща угощала зятя блинами. Спустя некоторое время новобрачные возвращались в дом жениха – продолжался пир.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира