Народный земледельческий календарь.
Календарь (лат. 1 день месяца) в Древнем Риме обязанностью каждого жреца было громкое провозглашение 1 дня каждого месяца.
Основным занятием славян было земледелие, отсюда культура и основная масса праздников и обрядов носила земледельческий характер.
Особо выделяли зимний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие. На Руси в течение некоторого времени существовало 3 календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный).
Встреча Нового года приурочивалась к началу марта, с 14 в. церковь попыталась перенести его празднование на 1 сентября (в 1492 перенесли). В 1699 г. Петр I принял Юлианский календарь, по которому Новый год стал праздноваться 1 января. В 1918 г Россия перешла на Григорианский календарь (как и Европа до этого).
Но как бы не менялись официальные сроки, народное времяисчисление по-прежнему опирается на смену времен года и за основу берет период зимнего солнцеворота. Все праздники аграрного года насыщены приметами и пословицами, запретами и наставлениями, играми и плясками, обрядами и обрядовым фольклором, развлечением и обильной едой и др.
Осень у крестьян – период сбора урожая:
Ильин день (20 июля/ 2 августа);
Покров (1/14 октября).
Лето – период созревания хлебов:
Иван Купало (24 июня/7 июля)
Весна – призывали в марте, а начинали ее считать с Егорова дня (23 апреля/6 мая)
Зима. Покров – Егоров день.
Помимо основных годовых сезонов, выделялись переходные промежуточные:
Пролетье (поздняя весна, раннее лето);
Бабье лето (конец лета, начало осени);
Осенины (середина сентября);
Позимье (обычно октябрь).
С принятием Христианства на Руси смешалось 2 картины мира – языческая и христианская (почитание святых, за которых закреплен определенный день в году). Святые вплелись в канву народных знаний земледельцев, в стройную систему времяисчисления.
Русска церковь на протяжении веков боролась с язычеством. Но ни гонения, ни угрозы не привели к ожидаемому результату, язычество растворилось в религии, образуя новое – народный земледельческий календарь. От христианства – приуроченье к святым, от язычества – распределение между святыми забот о погоде, здоровье и сельском хозяйстве.
Зимние народные праздники:
Рождество – снего начинались Зимние святки (2 недели от Рождества до Крещения). Рождество по времени совпадало с зимним солнцеворотом, когда начинал увеличиваться световой день (раньше 25 декабря). Предшествует Рождеству 40-дневный рождественский пост, который заканчивается рождественским солнцеворотом. Святки отмечались с 25 декабря (7 января) по 6 января (19 января). У Др. Славян на этот дпериод приходились праздники, связанные с культом природы, ее возрождением. 31 декабря (13 января) отмечался «индрец» Васильев Вечер (щедрый вечер) и снова дети и молодежь ходили по домам и пели колядки, мотивы которых связаны с весеннее-летними крестьянскими работами. Объяснялось это магией первого дня – все что происходило в первый день, распространялось на весь год.
Крещение – накануне его отмечают крещенский сочельник, последний святочных гаданий. Это один из главных христианских праздников. На Руси Крещение связано с верой в живородящую силу воды. По обычаю на Крещение в народе устраивали смотрины невест. В этот день было подмечено, что если в воду падает снег, то год будет плодородным.
Масленица – праздник знаменует прощание с зимой и встречу весны, в нем сильно выражены черты аграрного и семейно-родового культа. Характерны условно-символические действия, связанные с ожиданием будущего урожая и приплода скота.
Масленичные празднества обращены к солнцу «идущему на лето», все атрибуты призваны помочь солнцу справиться с зимой – особое значение солярных знаков (катящегося горячего колеса, блина, катание на лошадях по кругу). Блины – не только символ солнца, но и древняя обрядовая поминальная пища восточных славян. С культом предков связан обычай оставлять первый испеченный блин за окошком, чтобы его расклевывали птицы, или отдавать нищему для поминания усопших.
Масленица самый веселый праздник, еще в субботу отмечали «малую масленицу». Дети катались с горы и по примете, кто дальше уедет, у того родится самый длинный лен. Воскресенье было принято наносить визиты родным, приглашать их на масленицу.
Понедельник – «встреча масленицы» - дети делали горки и приговаривали «Позвал семик масленицу, прилетай».
Вторник – «заигрыш» - молодежь приглашала друг к другу в гости, на горах покататься.
Среда – «лакомка» - тещи приглашали своих зятей на блины.
Четверг – «Шиширокий четверг» - кульминация праздника. Гулянье было широкое, игрища, кулачные бои один на один и стенка на стенку.
Пятница – «тещины вечерки» - зятья угощали тещ блинами.
Суббота – «золовкины посиделки» - невестка приглашала родных к себе или подруг. Дети играли в городки.
Воскресенье – «проводы», «целовник», «прощенное воскресенье». Отмечается за 50 дней до Пасхи. Покаяться, попросить прощения у живых и усопших. В этот день сжигали чучело Масленицы стоявшее всю неделю. Огонь очищал и оберегал, призывал растопить снега и приблизить весну.
ВЕСЕННИЕ праздники.
22 марта – Сороки. Праздник 40 великомученников. Считалось, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. Сорока начинает вить гнездо. Хозяйки выпекали из теста птиц. Дети пели заклики. Пели песни, водили хороводы.
7 апреля – Благовещенье. Грех заниматься делом. В этот день Гавриил принес Благую весть Марии о грядущем рождении Иесуса.
Пасха – 1 воскремение первого полнолуния от дня весеннего равноденствия – издревле это был великий праздник скотоводческих и земледельческих племен. Накануне убирают избу, пекли куличи, красили яйца.
Радуница – почитание предков. Вторник после пасхальной недели (радеть, заботиться).
Красная горка – разгар весенних праздников, начиналась с Фомина воскресенья. Встречали весну, играли свадьбы. Солнце светит ярче, окрашивая оттаявшие пригорки в красный цвет. После обеда шли на кладбище, поминали усопших, украшали могилы. Начинался праздник с восхода солнца. Молодые выходили на холм, держа круглый хлеб в одной руке, а красное яйцо в другой. Водили хороводы, гуляли.
Семик – четверг на 7 неделе от Пасхи – зеленые святки. Егоров день (23 апреля/6 мая). Перед выгоном скотины, хозяева ее гладили по хребту крашеным яйцом, которым потом одаривали пастуха. Скотины выгоняли веткой вербы. В этот день начинают катать яйца с красной горы. Древние славяне почитали этот день природу, украшали жилища ветками, Это конец вечны – начало лета. Культ зелени. Завивали березки, плели венки, бросали их в реку, гадали.
Троица – Пятидесятница – воскресенье после семика, день накануне поминания усопших, Вождение хороводов у «субботних костров». Символ – русская береза. Праздничное шествие, хороводы, шуточное обливание, катание на лодках.
ЛЕТНИЕ праздники
Иван Купала – праздник, посвященный солнцу, связан с культом огня и воды. Купальная ночь самая короткая – нельзя спать. Сбор трав, цветов папоротника.
Ильин День – 20 июля/2 августа. В честь Ильи-пророка. Окончание сенокоса, начало жатвы. Символ – колос.. Перунов день у язычников.
Спас – в августе 3 спаса: 1/14 августа – Медовый спас (спас на воде); 6/19 – Яблочный спас (спас на горе); 16/24 – ореховый спас (спас на полотне).
ОСЕННИЕ праздники
Семенов день – 1/14 сентября. Встреча осени, праздновались Осенины. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали матушку Осенину с хлебом в руках.
Капустки или Капустницы, после сбора капусты собирались в доме, солили капусту, пекли пироги.
Зажинки – начало жатвы.
Жожинки – окончание жатвы. Первый сноп «зажиночный» звался снопом имениннм. Ставили его в красный угол и стоял он до самых дожинок. После – пекли общий пирок из свежей муки. Собирали с полей оставшиеся несрезанными колосья, из них свивали венок, его одевали девицы и шли по деревне с песнями, впереди шел мальчик с последним снопом в руках. Сноп украшали лентами и ставивли под образа (до Покрова, когда выносили во двор и с заклинаниями скармливали животным).
Покров – 1/14 октября. В память о явлении Богородицы в середине 10 в. На Руси при Андрее Богословском в 1164 г.. Первое зазимье. Откуда ветер – оттуда зима. Крестьяне начинали конопатить избу, затыкать щели до Покрова, а то не будет тепла. «Покровитель свадеб».
НАЗВАНИЕ МЕСЯЦЕВ ПО СТАРИНННОМУ КАЛЕНДАРЮ:
Стужень –январь;
Лютень – февраль;
Березень – март;
Перезозон – апрель;
Правень – май;
Червень – июнь;
Липень – июль;
Серпень – август;
Вересень – сентябрь;
Желтень – октябрь;
Листопад – ноябрь;
Прудень – декабрь.
Народный земледельческий календарь – отражение жизнедеятельности народа, его миропонимания и жизненного уклада. Этот календарь – воплощение гражданского, церковного и народного календаря в своем синтезированном виде сформировавшийся в течение нескольких веков и отразивший обычаи и обряды язычества и христианства.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира