logo search
Ответы на Госы

Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)

Русские народные музыкальные инструменты явились важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их развития и возникновения неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания.

Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и многообразен. Почти каждый регион России представлен самобытным инструментом, который олицетворяет специфику и формы музыкального фольклора. Вместе с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые используют повсеместно, как в любительской, так и в профессиональной сфере (жалейка, домра, балалайка, гитара, бубен, баян и др.).

Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Получила распространение система, в котором определяющим является признак источника звука и способ извлечения:

  1. Духовые

    • Флейтовые – свирель, кувинлы и др.;

    • Язычковые – жалейка, брелка, волынка и тп.;

    • Мундштучные – рог, рожок.

  2. Струнные

  1. Клавишно-духовые язычковые

  1. Ударные

Одними из первых инструментов в эпоху Киевской Руси были духовые и ударные (при ратной службе – сигнальная функция) – било, колокол, варгон, бубны, набат, а так же – трубы, рог, сурка, свирели.

В среде первых русских музыкантов-профессионалов – скоморохов бытовали: рожок, жалейка, сопель, свирель, волынка, бубен, колокольчик, трещетка, ложка (духовые и ударные); гусли, домра, гудок (струнные).

В 17-19 вв. получили распространение балалайка, лира, бандура, 7-струнная гитара.

В конце 19 в. появляется целый ряд гармоник, распространившиеся в среде рабочего люда, оказавшие влияние на развитие инструментального и вокального искусства.

В конце 19 в. В. Андреев (музыкальный просветитель, реформатор русских народных инструментов, дирижер, виртуоз-исполнитель) наряду с реконструкцией балалайки и домры, усовершенствовал духовые и ударные инструменты.

В нач. 20 в. О. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров, создал квартет жалейщиков в Петербурге.

Среди струнных инструментов наибольшее распространение получили:

- гусли – древнейший инструмент, бытовавший в трех видах: шлемовидные, крыловидные (створчатые), прямоугольные (столбообразные) – последние 2 дошли до наших дней. На рубеже 19-20 вв. были усовершенствованы Н. Павловым и О. Смоленским. В настоящее время можно выделить: 1) Государственный академический ансамбль гусляров (худрук Ю. Евтушенко), 2) «Ансамбль гусляров» (рук. Л. Жук), 3) Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худрук К.Калинин);

- домра – одно из ведущих мест (струнно-щипковый), просуществовал в России с 16-17 в., после вышел из употребления. В 1895 г. представленный одним из участников кружка Андреева А. Мартыновым один из типов балалайки был ошибочно принят за образец древнерусской домры и подвергнут усовершенствованию, так появилось семейство оркестровых разновидностей, получивших название «домра». Корпус в виде полушария, коротенькая шейка с закрепленными ладами, расположенными в хроматической последовательности, игра на нем с помощью медиатора (народный артист РФ А. Цыганоков);

- балалайка – струнно-щипковый, первые образцы в кон.19-нач. 20 в. представляли 3-х струнный щипковый инструмент, с треугольным усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчивавшейся головкой в виде прямоугольника или завитка. В середине 80-х гг. 19 в. скрипичным мастером Ивановым по заказу Андреева была сделана балалайка улучшенного качества, была заменена подвижная ладовая перевязь твердыми порожками, врезанный грив, а через несколько лет - с хроматическим звукорядом. После появились: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». Позже пикколо, дискант и тенор заменили на «секунду». (нар. артист РФ М. Рожков, Тихонов, Болырев).

Клавищно-духовые:

- гармоника – сер. 19 в., первые образцы - ручные и губные в России в 30-40-е гг. 19 в. (небольшой размер, сильный звук, легкое овладение). К концу 19 в. преобладала «городская песня» гомофонно-гармоническим складом (гармоника пришлась по вкусу). В первых образцах гармоник отсутствует хроматический строй. Родина хроматических гармоник – город Тула. В начале 20 в. в Петербурге два гармониста смастерили хроматическую гармонику и назвали ее в честь поэта и певца Баяна. (заслуженные артисты: Дербенко, Казаков, Вострелов).

Ударные:

- инструменты, имеющие прикладное назначение в качестве шумового орудия или сигнального приспособления;

- собственно музыкальные, ритуализирующие;

- предметы быта;

по принцип