logo search
Ответы на Госы

Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк

Крещение Руси – введение христианства в Греко-православной форме начато Владимиром Свтославовичем «Кросно Солнышко» в 988-989 гг. Способствовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства архитектуры.

Стремясь укрепить непрочное государство Владимир обосновался в Киеве, откуда и управляет государством, а также начинает сплочение союзных славянских племен с помощью единой религии. Однако этот процесс не был быстротечным и сопровождался гонениями и насилиями над язычниками (уничтожение языческих капищ, насильственное крещение).

С принятием христианство языческие верования постепенно теряли свое значение, но внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивыми, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством. При том Христианская церковь весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Негативно Церковь относилась и к фольклору, рожденному в недрах тн. «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа, с участием музыки (которые берут истоки в древних языческих обрядах), принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура была «кривым зеркалом» действительности, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия, Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и др.

Однако, постепенно вливаясь в культуру народа, христианство стало укладом жизни русского народа, его духовной опорой. Так, языческий ящер (божество) уживается в христианской традиции, но только уже в ином толковании, как змей – знак дьявольской хитрости, искушения, греха.

Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, в язычестве завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей, а на рубеже 17-18 вв. жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой.

Христианская культура прочно входит в народное сознание, сливаясь с языческой, отразившись в народной художественной культуре в виде духовного стиха, в появлении новых идеалов и героев. То же самое происходит и с народным календарем (появление святцев – Иван Купало + Иоанн Предтече).