Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
Крещение Руси – введение христианства в Греко-православной форме начато Владимиром Свтославовичем «Кросно Солнышко» в 988-989 гг. Способствовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства архитектуры.
Стремясь укрепить непрочное государство Владимир обосновался в Киеве, откуда и управляет государством, а также начинает сплочение союзных славянских племен с помощью единой религии. Однако этот процесс не был быстротечным и сопровождался гонениями и насилиями над язычниками (уничтожение языческих капищ, насильственное крещение).
С принятием христианство языческие верования постепенно теряли свое значение, но внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивыми, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством. При том Христианская церковь весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Негативно Церковь относилась и к фольклору, рожденному в недрах тн. «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа, с участием музыки (которые берут истоки в древних языческих обрядах), принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура была «кривым зеркалом» действительности, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия, Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и др.
Однако, постепенно вливаясь в культуру народа, христианство стало укладом жизни русского народа, его духовной опорой. Так, языческий ящер (божество) уживается в христианской традиции, но только уже в ином толковании, как змей – знак дьявольской хитрости, искушения, греха.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, в язычестве завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей, а на рубеже 17-18 вв. жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой.
Христианская культура прочно входит в народное сознание, сливаясь с языческой, отразившись в народной художественной культуре в виде духовного стиха, в появлении новых идеалов и героев. То же самое происходит и с народным календарем (появление святцев – Иван Купало + Иоанн Предтече).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира