Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
Индустриализация – процесс создания крупного промышленного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. В России индустриализация успешно развивалась с конца 19-начала 20 вв. (после Октябрьской революции), но начиналась на рубеже 18-19 вв. Осуществлялась в тоталитарном режиме, насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства.
Свои предпосылки индустриализация ведет с реформ Петра I и естественным образом влияет на народное творчество и культуру в целом.
Во 2 пол. 18 в. – литература и искусство органично входят в общественную жизнь. Появляются: просвещенный читатель, светские романы, философские сочинения, театральный зритель, которого волнует трагедия и увлекает комедия. Появляются домашние спектакли крепостных театров. Воспитательно-нравственная роль литературы и искусства возрастает.
В архитектуре – барокко, контрастность форм, обилие внешнего декора, грациозность сооружений. Господствующее направление в художественной культуре – классицизм имеет национальные особенности (идея демократизма, сочувствие к судьбе крестьянства и осуждение дворянства).
В художественной литературе в основе сюжета вымысел (басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Появляется сентиментализм – эмоциональное восприятие окружающего мира, интерес к человеческому чувству. Театр становится предметом обсуждения и печати. Музыка носит более сложный характер, распространяется любительское музицирование. Широко распространены итальянская и французская придворные оперы. Формируется композиторская школа. Комическая опера сближает профессиональную сцену с русским песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью.
С индустриализацией в России появляются первые государственные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудятся вольнонаемные рабочие, В этой пестрой среде возникают произведения народного творчества, положившие начало новому явлению – фольклору рабочих.
В культуре происходит влияние западноевропейских традиций на народное творчество, появляются новые формы, но обрастают местным колоритом.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира