logo search
Ответы на Госы

К.Д. Ушинский

Великий русский педагог развил опыт Каменского по просвещению народов Европы и применил в духовном сплочении народов России. Он считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.

Все лучшие отечественные педагоги были так или иначе последователями Ушинского. Он считал: «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления», «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов». Он был вдохновителем тех педагогов, которые добивались своей национальной школы. Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, он глубоко проникал в его духовную жизнь. Он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом, В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью культур. В его трудах получила многостороннее отражение жизнь народов мира: Китая, Индии, аргентины, Чили, Центральной Азии, Северной Америки.

Он хорошо понимал общность исторических судеб народов, населяющих Россию. Провел анализ украинского народного творчества (включая лингвоэтимологический анализ слов).

Основополагающий принцип педагогической системы Ушинского – опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов, свободной от национальной ограниченности.

Выписывал из этнографических работ национальные характеристики народностей (больших и малых). На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины». Личным примером учил других педагогов любви к своим корням, родному языку (знать и любить родину, народ – его живую душу).