Понятие «руководитель». Функции руководителя
Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе
Руководить объединения не всегда чему-то учит его членов. Но он всегда возглавляет и рационально строит совместную деятельность, т.е. выступает как организатор.
Организаторская работа направлена на конкретных людей и выражается в их мобилизации, координации их совместных усилий, налаживания отношений и сотрудничества.
Руководитель – человек, объединяющий группу (эта функция требует соответствующих качеств лидера).
Лидер – человек, обладающий свойствами, благодаря которым он, даже не занимая официального поста, с согласия группы (открытого или молчаливого) возглавляет ее. Лидер инициативен, заинтересован в достижении общей цели, хорошо информирован о делах группы, общителен, обладает личной привлекательностью.
Руководитель призван систематически заботиться о сплочении группы, о развитии ее внутренних связей, нужных для лучшего достижения общих целей. Он должен помочь каждому ее члену найти достойное и прочное место в системе межличностных связей (проявляя одновременно настойчивость и такт).
Руководитель – воспитатель коллектива (формирование личности через организацию деятельности, комплексный подход к воспитанию), внимание созданию «воспитательных ситуаций». Один из главнейших воспитательных факторов – сама личность руководителя (принцип параллельного действия Макаренко – влияние на человека через группу, которой он принадлежит; принцип равной требовательности ко всем).
Руководитель – организатор целевой деятельности (в организацию любых дел всегда вплетены определенные воспитательные задачи; работа начинается с постановки задач, с выработки стратегии и тактики их решения). Распределять задания с учетом как деловых, так и дидактически-воспитательных соображений.
У функций руководителя: социально-психологических; педагогических; профессиональных, не мало точек соприкосновения, подлинный успех приносит только гармоническое их сочетание.
Качества руководителя:
- понимание природы человеческих отношений;
- умение быстро и точно оценивать психологические особенности людей, мотивы их поведения, внутреннее состояние, отношения с партнерами; способность правильно соотносить задачи коллектива с его составом, ориентироваться в возникающих ситуациях и прогнозировать их развитие;
- способность к эмоционально-волевому воздействию; умение передать другим свое отношение к делу, владение многообразными формами побуждения (просьба, призыв, приказ и т.п.);
- требовательность и доброжелательная критичность.
Типы руководителя:
- авторитарный – характерно неограниченное единовластие руководителя во всех существенных вопросах. Стиль управления при этом может быть довольно мягким, но первое и последнее слово – за единоличным руководителем. Такое руководство можно считать целесообразным на ранних стадиях развития кружка, а также в отдельных критических ситуациях (когда есть разногласия участников и непродуктивные и нездоровые споры);
- демократический - противоположен авторитарному: все существенные вопросы (в том числе и оперативные) разрешаются сообща, каждое значимое решение обсуждается и принимается совместно. Функция лидера в данном случае в том, чтобы выявить и кристаллизовать общее мнение, содействовать точному выполнению принятого плана. Такой тип характерен и приемлем для небольших любительских объединений;
- консультативный – своеобразная комбинация первых двух типов. Руководитель активно формирует решения, обычно выносит их от своего имени, не апеллируя каждый раз к общему суждению; он руководит всей повседневной деятельностью, но каждому принципиальному решению предшествуют консультации – или со всем объединением, или с наиболее компетентной в этом вопросе его частью. Решение принимается сообща, а ответственность единолична.
По мере развития коллектива тип руководства и его внешние проявления неизбежно меняются.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира