Культура – Искусство - Народное искусство
Культура – (лат.) – возделывание, воздействие, обрабатывание – кого? чего? –
Как следствие – изменения: в природе (окружающей среде); изменение человека; изменение общества.
Составные части народной культуры:
народная философия – мировоззренческая духовная основа – все на памяти)
народная педагогика – способ действия в этом мире – как вести, что делать..)
народное искусство – это составная часть художественной культуры, корневое начало всех искусств, ее основа, рождаемая коллективным опытом, в процессе жизни и быта. Народное искусство регионального уровня это и часть общенациональной художественной культуры, но в то же время оно не замкнуто национальными признаками. НИ - носитель этнического ядра культуры народа. Некоторые авторы выделяют как самостоятельные следующие виды народного искусства: деревянное зодчество, декоративно-прикладное искусство, костюм, календарно-обрядовая культура, музыкально-поэтический фольклор, танец…
Художественная культура – это совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию и распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетическими свойствами.
Основные принципы функционирования– законы развития народной (художественной ) культуры:
коллективность (коллективная основа) – как результат творчества многих поколений, как естественный отбор самых приемлемых и эффективных характеристик художественно-творческой деятельности и как источник нравственной силы народного искусства (имперсональность),
традиционность – как живая нить времени в системе “прошлое – настоящее – будущее”, основа сохранения и развития культурной и исторической памяти народа: (орнамент, символика, семантика…),
природность – выражение близости НК к природе (ручное творчество – природ. материал, фольклор и др. – образы),
образность и идеалистичность образов – результат поэтического отношения народа к природе,
ансамблевость, синкретичность – неразчлененность различных видов народного искусства
Искусство – творческое отображение действительности в художественных образах: в т.ч. пространственные или пластические: архитектура, скульптура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография; и др.
Особенности народного искусства
В НИ индивид растворяет свое субъективное восприятие в общем, при этом находя полноту выражения и своего индивидуального-особенного.
Субъективное индивидуальное выражается через школы народного мастерства, к которым причастно творчество индивида.
В НИ существует приверженность к канону, что следует из природы творчества – (вещь – тип), и в то же время присутствует оригинальность и новаторство (тип – образ).
НИ ориентируется в своем развитии на традицию. Закон традиции действует как главная сила, движущая творчество, поскольку сама традиция в большей степени оказывается предметом творчества.
Преемственность как качество устойчивости народного искусства, обнаруживает связь между народным и профессиональным искусством, определяется эта вязь общими корнями.
НИ наследует образы, разрабатывает их коллективно, точнее несет единый образ мира. Всечеловечность образов НИ делает его универсальным.
НИ во все эпохи было и является в основном не идеологическим отражением внешнего мира, а самим бытием.
Функции народного искусства: обереговая, утилитарная, художественно-эстетическая.
Итак, народное искусство как часть художественной культуры зависит от действительности, влияет на нее, через взаимодействие с искусством профессиональных художников, входит в жизнь людей как продукт духовной деятельности, формируя сознание человека. В этом огромная созидающая функция НИ.
Народное декоративно-прикладное искусство – особая отрасль искусства, в которой творческий процесс протекает на основе потомственно-передаваемой мастерами из народа целой системы традиционных художественных принципов, канонов, образов, сюжетов, орнаментальных мотивов.
НДПИ классифицируется по 3 параметрам:
по типу изделий – утварь, одежда, домашние строения;
по материалам – дерево (в т.ч. береста), глина, лен, кость;
по технике обработки: резьба, роспись, чеканка, вышивка, ткачество.
Основные принципы НДПИ:
утилитарность (для использования);
предельная экономия художественных средств (краски, материалы);
близость к детскому творчеству (непосредственность отражения);
нарядность, декоративность;
при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.
Русское народное искусство
Народное декоративное искусство раскрывает перед нами поистине необъятный мир красоты и мудрости. В приемах мастерства, в сюжетах, орнаменте, которым украшаются предметы народного искусства, создаваемые в разные исторические периоды, мы постоянно ощущаем живую связь с многовековой национальной культурой.
В русском декоративном искусстве раскрывается душа народа: его изобретательность, любовь к природе, веселый, доброжелательный нрав, неистощимая фантазия, удаль, любовь к труду.
Обо всем этом убедительно говорят и скромные и изобильно украшенные предметы быта и одежды, орудия труда, созданные народными мастерами.
Большинство произведений русского народного декоративного искусства выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, льняной или шерстяной пряжи и т. п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству исполнителей, по своему художественному достоинству эти работы нередко ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов.
Совершенство форм, красота цветовых сочетаний и узоров произведений народного бытового искусства как неиссякаемый источник прекрасного доставляют людям радость.
Вместе с тем народное искусство служит школой художественного мастерства не только для специалистов, работающих в области прикладного искусства и художественной промышленности, но и для архитекторов, скульпторов, живописцев.
Народное декоративное искусство — собирательное понятие, охватывающее широкий круг художественных явлений: творчество крестьян-земледельцев, рожденное в условиях натурального хозяйства, искусство сельских и городских ремесленников, плоды труда которых рассчитаны на потребности и вкусы демократических слоев населения; наконец, творчество ремесленников, более тесно связанное с богатыми заказчиками — представителями привилегированных классов общества, однако преобладает в нем выражение миропонимания и эстетических воззрений крестьян.
Народное искусство как специфическое явление в сравнении с так называемым ученым искусством имеет свои особенности.
Главная из них заключается в коллективной основе творчества. Для изделий каждого из центров народного искусства более важным отличительным признаком является типовой характер местных групп в силу их традиционной общности, хотя это не мешает нам отмечать большую или меньшую удачу решения каждой работы и особенно высокие художественные достоинства, выделяющие отдельные вещи из общего ряда.
Преемственность, характерная для народного искусства, идет из глубины веков, показывает существенную связь с художественной культурой древней Руси даже во многих предметах, исполненных в самое последнее время, не говоря уже о творчестве народных мастеров прошлого.
При рассмотрении конкретных произведений народного творчества, будь то резьба или роспись по дереву, изделия ювелиров, узорное ткачество, гончарная посуда, глиняные игрушки, созданные в традиционных центрах художественных промыслов, нас почти в каждой вещи поражает необычайная ясность построения формы, и узора, убедительная образность пластики, гармоническое соотношение цветов, красота пропорций, ритмов, которые выкристаллизовались в результате творческой деятельности и совершенствования профессиональных навыков многих поколений.
Традиционность народного искусства неверно было бы понимать как неподвижность, застойность. Формы изделий и мотивы орнамента с очевидностью говорят о том, что народные мастера никогда не оставались безучастными к смене художественных стилей и по-своему откликались на них, интерпретируя в своих работах мотивы орнамента и композиционные приемы, характерные для своего времени. Так, в северодвинской росписи по дереву конца XVIII — начала XIX века отразились элементы стиля барокко, в холмогорской ажурной резьбе по кости ясно чувствуется влияние рокайльных композиций, а позднее — ампира, в поволжской архитектурной резьбе на крестьянских избах XIX века нередко можно встретить характерный для классицизма мотив листьев аканфа.
Художественное совершенство предметов народного искусства, их непередаваемая привлекательность в большой степени являются результатом глубокого понимания мастером “души материала”. Нас поражает отточенность профессиональных приемов то тонких и сложных — в ювелирном искусстве, некоторых видах ткачества, вышивке, кружевоплетении, косторезном деле,— то простых, но остроумных — в резьбе и свободной росписи по дереву, бересте, металлу, в гончарстве, лепной глиняной игрушке и т. п.
Любо-дорого смотреть, как работает хороший мастер. Какая ловкость, точность, уверенность и свобода в его движениях. Материал “поет” у него в руках. Буквально на глазах невзрачный чурбачок превращается в веселого деловитого медвежонка, из комка глины вырастает “кубастенькая” аппетитная крынка или кувшин, на поверхности токарной посуды-заготовки расцветают изящные и крепко построенные травные узоры с ягодками хохломской росписи.
И сколько бы вы ни смотрели, каждый раз перед вами возникает новое маленькое чудо, потому что в процессе работы мастера материализуются, обретают конкретные формы не только его профессиональные навыки, но и его поэтическое чувство прекрасного, его эмоциональное отношение к миру.
Обращаясь к народному искусству прошлого, не случайно мы часто поражаемся красоте форм даже самых простых, обыденных предметов крестьянского обихода, совсем не претендующих на художественность. Оказывается, красота есть уже в форме, хорошо отвечающей своему практическому назначению,— в преодолении инертности материала для выполнения полезной вещи есть свое художественное содержание. Что же говорить о вещах, которые выполнялись для подарков и имели определенный смысл в праздничных обрядах. Они нарядны и красочны, в них с особой щедростью проявилась живая фантазия и изобретательность мастеров, их природный ум, тонкий вкус, наблюдательность.
В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых — свадьба.
Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, проявляя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умении красиво соединять разные материалы.
Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали работы — чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, скатерти, подзоры, полотенца; готовила много нарядных вещей, которые полагалось дарить во время свадьбы жениху и его родне. А жених мастерил сам или заказывал подарки для невесты: расписную или (в других районах) резную прялку, рубель, валек. Отец приобретал красивые сундуки для приданого дочерей.
Один из древних праздников — масленица, праздник русской зимы. В этот праздник катались на тройках в красивых разукрашенных санях с нарядной упряжью и дугой со звонким колокольчиком. Отголоски его сохранились до нашего времени. Конечно, давно отжило представление о блинах как об изображении солнечного диска; забыт обряд, но веселье, удаль праздничных игр сохраняется.
Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки, как и фигурные пряники, не были простой детской забавой. Характерные изображения женской фигуры (часто с птицей в руках), коня, птицы, оленя, всадника олицетворяли силы природы, за помощью к которым обращался пахарь, чтобы получить хороший урожай.
С течением времени значение их совершенно изменилось, однако ряд образов и традиционных особенностей пластики сохранились до наших дней.
Народная игрушка теперь приобрела значение декоративной скульптуры.
Благодаря выразительности лаконичной пластики и цвета, меткости характеристик, лепные глиняные фигурки очень ценят знатоки и любители, коллекционируют, охотно приобретают в качестве подарков и национальных сувениров.
Дымковские глиняные игрушки Кировской области и филимоновские — Тульской наиболее популярны, но не менее интересны и оригинальны каргопольские (Архангельская область), семеновские (Горьковская область), орловские, курские, рязанские, смоленские игрушки, хотя не все они получили одинаково широкое распространение.
Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поколений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.
Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.
Жизнеутверждающие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изображение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде традиционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.
Жизнеутверждающее содержание народного искусства находит выражение в основательности, добротности вещей, которые подобно деревянной архитектуре делались прочно и могли служить не одному поколению.
В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается человек с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяйственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхности вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных композиций орнамента па предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков.
Для русского крестьянского искусства характерна массивность предметов, их устойчивость, крепость, что полностью отвечает представлениям народа о красивом человеке, то есть хорошо физически развитом, крепком и здоровом.
В домашнем производстве и в искусстве деревенских и городских ремесленников древней Руси формировались те профессиональные навыки и приемы мастерства, которые затем, при более узкой специализации, продолжали развиваться в народных художественных промыслах XIX— XX веков.
Больше всего для своей семьи продолжали работать женщины — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. Все это делали они вполне профессионально, обогащая опыт многих поколений и отшлифовывая свое мастерство.
Замечательно смело по цветовым сочетаниям, соединению разных материалов и с тонким художественным вкусом исполнялась народная женская одежда различного назначения (будничная, праздничная, свадебная, траурная) и для разных возрастов (девичья, молодой женщины, для пожилых).
В народной одежде XIX — начала XX века сохранились черты древних племенных отличий, о чем говорит большое разнообразие локальных групп даже в пределах одной губернии. Особенно различалась одежда разных губерний.
При этом существовали два основных типа одежды: сарафанный—в северных районах России и поневный — в южных районах. В центральных районах бытовали и тот и другой типы.
В одежде южных районов употреблялись главным образом домотканые льняные и шерстяные ткани, украшенные вышивкой, ткаными узорами, позднее — вставками ситца, лентами.
На Севере наряду с домотканиной (для более простой одежды) и набойкой по холсту широко применялись покупные ткани: парча, красная камка, синяя китайка, узорный атлас для праздничных сарафанов, тонкая белая кисея, из которой шили верхнюю часть рубахи с пышными рукавами, украшенными белой же изящной вышивкой.
Исключительно нарядны женские головные уборы: венцы, кокошники, девичьи повязки, в одних районах украшенные тонкой сюжетной вышивкой шелком, в других — золотым шитьем, в третьих — речным жемчугом. По тонкости исполнения и характеру отделки дорогими материалами они близки к ювелирным украшениям.
Серьги, кольца, пуговицы с тонкой сканью, зернью, замечательные височные, шейные украшения показывают высокие достижения народного ювелирного искусства.
В русском народном декоративном искусстве поэтический вымысел, сказочная фантастика живут бок о бок с реальной действительностью: фантастические сюжеты, как и в устно-поэтическом народном творчестве, жизненно убедительны, бытовые же — органично сочетаются с ними, благодаря декоративной обобщенности изображений, доходящей нередко до орнаментальной условности.
Народное декоративное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего.
Действительно, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой — сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику.
Но между тем и другим есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве.
Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризуют произведения народных мастеров.
Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в создаваемом произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души — в этом своеобразие и сила воздействия народного искусства.
В современных художественных промыслах продолжают жить и развиваться лучшие традиции народного искусства прошлого.
Там, где нарушилась непрерывная наследственная преемственность мастерства, ее восполняет специальное художественное обучение. Мастера и целые творческие коллективы предприятий и объединений художественных промыслов сознательно обращаются к лучшему опыту, накопленному поколениями, и создают на основе изучения достижений старых мастеров декоративные изделия, отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства.
В результате в творчестве современных мастеров и художников предприятий народных художественных промыслов часто возрождаются забытые декоративные особенности изделий, характерные для художественных ремесел периодов их наивысшего расцвета.
Пристальный интерес ряда крупных русских художников к народному искусству в конце XIX — начале XX века, особенно деятельность В.Васнецова, М.Врубеля,
Е.Поленовой в Абрамцеве и С.Малютина в Талашкине, содействовали широкой популяризации художественных промыслов и даже появлению их новых очагов. Например, усилиями Е. Поленовой был создан промысел абрамцево-кудринской резьбы по дереву.
К этому времени относятся развитие активной собирательской деятельности художников и комплектование ценных музейных коллекций народного искусства, а также научные исследования в этой области (работы В. Стасова о русском народном орнаменте, С. Давыдовой — о кружевоплетении, А. Бобринского — о деревянных изделиях и др.), получившие дальнейшее углубление и развитие в трудах и практической деятельности советских ученых и художников.
В ХХ столетии частью были восстановлены заново, частью получили дальнейшее творческое развитие такие традиционные народные промыслы, как богородская резная деревянная игрушка, токарные, столярные и резные изделия из дерева с хохломской росписью; рязанская, калужская, владимирская вышивка; вологодское, кировское кружево; воронежское, вологодское ткачество; курское, тюменское ковроделие; холмогорская, тобольская резьба по кости; гжельская керамика; филимоновская глиняная игрушка; великоустюжское черневое серебро и другие.
Наряду с этим появились новые художественные промыслы.
Одни из них возникли стихийно еще в начале XX века (изготовление и роспись деревянных изделий в селе Полхов-Майдан Горьковской области);
другие в результате настойчивой экспериментально-творческой работы группы талантливых инициативных мастеров в 1920-е годы (миниатюрная живопись в бывших центрах иконописного ремесла Ивановской и Владимирской областей: Палехе, Мстере, Холуе);
третьи выросли в связи с распространением творческого опыта отдельных художников (роспись и выжигание загорских матрешек, деревянных шкатулок и токарной мелочи, изготовление которых началось с оригинальных композиций художника В. Соколова — декоративных изображений демонстрации в городе Загорске, местной ярмарки, среднерусского пейзажа, замечательной архитектуры Троице-Сергиевской лавры).
За ХХ век (годы советской власти) в народных художественных промыслах
выросло уже несколько поколений мастеров и художников;
созданы замечательные подарочные и сувенирные изделия, дополняющие массовые бытовые художественные предметы промышленного производства;
каждый из традиционных художественных промыслов целеустремленно ищет свои оригинальные решения.
В результате в течение полувека развития в новых условиях сформировался их современный облик.
Еще в 1920-е годы новую эпоху в народном искусстве открыла миниатюрная лаковая живопись, палехская, мстерская, холуйскойская, федоскинская (см.ДпрИ.Лаки).
Большое место в народных промыслах занимает разнообразная художественная обработка дерева.
Большую известность получила богородская резьба по дереву, где, как и прежде, наряду с остроумной игрушкой выполняются более крупные скульптурные группы и единичные фигуры (см.ДпрИ. Резьба, Игрушки).
Очень популярны в наше время деревянные изделия с хохломской росписью. Хохломской промысел прошел сложный путь исканий современных видов изделий, красивых и нужных в быту, и декоративной росписи, травные и цветочные мотивы которой подмечены в природе. В наше время промысел сконцентрирован в двух местах: в Ковернинском районе (коренной центр нижегородского ложкарного производства, работы их проще и по форме и по росписи) и в городе Семенове, где формы вещей сложнее и изделия комплектны, в росписи преобладает “фоновое письмо”.
Кроме знаменитой хохломы Горьковская область необыкновенно богата и другими промыслами по обработке дерева (токарные расписные игрушки-матрешки Семеновские и Полхов-Майданские, предметы домашнего обихода; изделия с городецкой росписью, имеющей неповторимый характер).
Среди художественных изделий деревообрабатывающих промыслов очень разнообразны и красивы берестяные вещи с росписью, тиснением, плетеным прорезным узором, особенно славится такими изделиями Кировская область.
Народное искусство художественной обработки металлов нашло выражение в жостовских расписных подносах (Московская область) и менее известных нижнетагильских подносах; ростовской финифти (Яросласвская область), великоустюжском черненым серебром (Вологодская область) и др.
Искусство живописи по эмали в настоящее время тесно связано с ювелирным делом. Наиболее интересны сочетания эмалевой живописи с филигранью — тонким кружевом из витых серебряных проволочек, припаянных к жесткому металлическому каркасу или к пластинке металла. Именно такое направление сейчас является основным в промысле.
Северная резная кость, как и в XVII — XIX веках, славится работами холмогорских резчиков, создающих замечательные вазы, ларцы, шкатулки с миниатюрными рельефными изображениями на ажурном, как бы кружевном фоне. Часто ажурно-рельефная резьба сочетается с цветной гравировкой.
В тобольском косторезном промысле мастера создают замечательную миниатюрную скульптуру, применяя для этого драгоценный материал Севера: ископаемые бивни мамонта, а также зуб кашалота, простую кость-цевку.
Развивается и Чукотский косторезный промысел.
Традиции русской народной керамики живут в наше время в творчестве многих мастеров и художников разных промыслов (производство дымковской, филимоновской, каргопсльской лепной игрушки из глины с декоративной росписью в Кировской, Тульской, Архангельской областях, скопинской майолики — керамики с цветными потечными поливами, оригинально сочетающей посудные формы со скульптурой, гжельского фарфора с подглазурной синей росписью). Несмотря на широкое развитие в России крупной фарфоро-фаянсовой промышленности, керамика художественных промыслов пользуется широкой популярностью. Она отличается большей оригинальностью по сравнению с индустриальными массовыми изделиями и хорошо смотрится в обстановке современной квартиры, внося в нее необходимые декоративные акценты.
Оригинальное продолжение в современных художественных промыслах нашли традиции народного ремизного ткачества. Например, шерстяные узорные пледы, небольшие коврики, подушки для тахты елань-коленовского и таловского производств Воронежской области по фактуре, ритмическому строю несложных геометрических узоров (квадратов, полос, “в елочку” и т. п.) сохраняют характер народного ручного ткачества. При определении размера новых изделий, их цветового решения учитываются современная мебель и принципы оформления интерьера.
К числу наиболее широко распространенных в наше время художественных промыслов относится строевышивальный: тончайшая мстерская белая гладь по белому маркизету или батисту (Владимирская область) и красочная, яркая вышивка крупными декоративными “владимирскими швами”; тарусская ажурная вышивка цветной перевитью по цветным тканям (Калужская область); белая строчка Иванова, Палеха, Шуи (Ивановская область); “вологодские стекла” и “тарлата” крестецкой строчевой вышивки (Новгородская область) и некоторые другие.
Заслуженной любовью и широкой известностью пользуется русское коклюшечное (ручного плетения) кружево. Основные центры этого промысла в наши дни находятся в Вологде и районах Вологодской области, в Кировской области и Ельце Липецкой области.
В ХХ веке и в настоящее время постепенно происходит сближение творчества народных мастеров, работающих в промыслах, и художников декоративно-прикладного искусства.
Особенно ощутимо это в работах молодежи, прошедшей обучение по новой системе в специальных профессионально-технических школах, художественно-промышленных училищах и техникумах, организованных во всех основных центрах художественных промыслов.
В отличие от обычного подсадничества, характерного в прошлом для промыслов, при котором навыки мастерства перенимаются в процессе производственной деятельности, школьные занятия содержат ряд теоретических дисциплин и дают учащимся основы профессиональной академической художественной грамоты.
Это приводит к постепенному стиранию границ между народным мастером и профессиональным художником.
Безусловно, сказывается и общее изменение жизни, сближение города с деревней, иное мировоззрение мастеров.
Тем не менее в современных художественных промыслах сохраняются коллективные основы творчества, благодаря чему продолжает развиваться народное декоративное искусство. Вместе с тем растет внимание к индивидуальному почерку мастера, к его неповторимой манере.
Многие мастера народного искусства стали членами творческих союзов художников, им присвоены почетные звания. Проводятся персональные выставки ведущих мастеров. Все это закономерный исторический процесс, который решительно затрагивает организованных мастеров промыслов.
На предприятиях художественных промыслов интенсивно осуществляется механизация трудоемких производственных операций, в первую очередь подготовительных и отделочных, вводятся новые, усовершенствованные технологические процессы, появляется современное оборудование.
Но и теперь в соответствии с художественной спецификой каждого промысла большое место там занимает ручной труд, который позволяет творчески выполнить каждую вещь, дать свободные варианты, а не точные механические копии образцов.
В этой ясно ощутимой рукотворности — одно из привлекательных качеств изделий художественных промыслов.
Наряду с работой в общих мастерских сейчас появляется все больше объединений народных мастеров надомного труда.
Кроме того, немало мастеров работают индивидуально, создавая художественные декоративные предметы для себя и по отдельным заказам.
Восстанавливаются забытые виды народного искусства, такие как плетение из бересты и соснового корня в Кировской, Архангельской областях, художественное гончарство в Ярославской, Владимирской, Пензенской и других областях, узорное ткачество в Вологодской области, вышивка цветной строчкой в Смоленской области, узорное вязание из шерсти в Ленинградской и Архангельской областях и многие другие.
По решению правительства в районах распространения традиционных художественных ремесел этим навыкам обучают на уроках труда в средних школах, что позволит лучше сохранить в современных промыслах преемственность художественных традиций народного искусства, выработанных в течение столетий, открываются центры дополнительного образования.
Народное искусство все шире входит в современную жизнь.
Неограниченный спрос на произведения народных художественных промыслов и отдельных мастеров как в нашей стране, так и за рубежом говорит о больших перспективах развития народного декоративного искусства.
Коллекционирование предметов народного искусства, начатое во второй половине XVIII века отдельными художниками, любителями, исследователями, с ХХ века получило широкий размах.
Почти все художественные и краеведческие музеи страны имеют в своих собраниях коллекции произведений народного декоративного искусства.
Крупными и систематизированными коллекциями русского народного искусства обладают
Государственный Исторический музей в Москве,
Государственный Музей этнографии народов СССР и
Государственный Русский музей в С-Петербурге,
Музей народного искусства НИИХП,
Загорский Государственный историко-художественный музей-заповедник,
Горьковский, Вологодский областные художественные музеи, а также ряд других.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).