logo search
Народные ремесла

Культура – Искусство - Народное искусство

Культура – (лат.) – возделывание, воздействие, обрабатывание – кого? чего? –

Как следствие – изменения: в природе (окружающей среде); изменение человека; изменение общества.

Составные части народной культуры:

  1. народная философия – мировоззренческая духовная основа – все на памяти)

  2. народная педагогика – способ действия в этом мире – как вести, что делать..)

  3. народное искусство – это составная часть художественной культуры, корневое начало всех искусств, ее основа, рождаемая коллективным опытом, в процессе жизни и быта. Народное искусство регионального уровня это и часть общенациональной художественной культуры, но в то же время оно не замкнуто национальными признаками. НИ - носитель этнического ядра культуры народа. Некоторые авторы выделяют как самостоятельные следующие виды народного искусства: деревянное зодчество, декоративно-прикладное искусство, костюм, календарно-обрядовая культура, музыкально-поэтический фольклор, танец…

Художественная культура – это совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию и распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетическими свойствами.

Основные принципы функционирования– законы развития народной (художественной ) культуры:

Искусство – творческое отображение действительности в художественных образах: в т.ч. пространственные или пластические: архитектура, скульптура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография; и др.

Особенности народного искусства

  1. В НИ индивид растворяет свое субъективное восприятие в общем, при этом находя полноту выражения и своего индивидуального-особенного.

  2. Субъективное индивидуальное выражается через школы народного мастерства, к которым причастно творчество индивида.

  3. В НИ существует приверженность к канону, что следует из природы творчества – (вещь – тип), и в то же время присутствует оригинальность и новаторство (тип – образ).

  4. НИ ориентируется в своем развитии на традицию. Закон традиции действует как главная сила, движущая творчество, поскольку сама традиция в большей степени оказывается предметом творчества.

  5. Преемственность как качество устойчивости народного искусства, обнаруживает связь между народным и профессиональным искусством, определяется эта вязь общими корнями.

  6. НИ наследует образы, разрабатывает их коллективно, точнее несет единый образ мира. Всечеловечность образов НИ делает его универсальным.

  7. НИ во все эпохи было и является в основном не идеологическим отражением внешнего мира, а самим бытием.

Функции народного искусства: обереговая, утилитарная, художественно-эстетическая.

Итак, народное искусство как часть художественной культуры зависит от действительности, влияет на нее, через взаимодействие с искусством профессиональных художников, входит в жизнь людей как продукт духовной деятельности, формируя сознание человека. В этом огромная созидающая функция НИ.

Народное декоративно-прикладное искусство – особая отрасль искусства, в которой творческий процесс протекает на основе потомственно-передаваемой мастерами из народа целой системы традиционных художественных принципов, канонов, образов, сюжетов, орнаментальных мотивов.

НДПИ классифицируется по 3 параметрам:

Основные принципы НДПИ:

Русское народное искусство

Народное декоративное искусство раскрывает перед нами поистине не­объятный мир красоты и мудрости. В приемах мастерства, в сюжетах, орнаменте, которым украшаются предметы народного искусства, со­здаваемые в разные исторические периоды, мы постоянно ощущаем жи­вую связь с многовековой национальной культурой.

В русском декоративном искусстве раскрывается душа народа: его изобретательность, любовь к природе, веселый, доброжелательный нрав, неистощимая фантазия, удаль, любовь к труду.

Обо всем этом убедитель­но говорят и скромные и изобильно украшенные предметы быта и одежды, орудия труда, созданные народными мастерами.

Большинство произведений русского народного декоративного искусства выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, льняной или шерстяной пряжи и т. п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству исполнителей, по своему художественному до­стоинству эти работы нередко ценятся значительно выше, чем многие из­делия из дорогих материалов.

Совершенство форм, красота цветовых сочетаний и узоров произве­дений народного бытового искусства как неиссякаемый источник пре­красного доставляют людям радость.

Вместе с тем народное искусство служит школой художественного мастерства не только для специали­стов, работающих в области прикладного искусства и художественной промышленности, но и для архитекторов, скульпторов, живописцев.

Народное декоративное искусство — собирательное понятие, охваты­вающее широкий круг художественных явлений: творчество крестьян-земледельцев, рожденное в условиях натурального хозяйства, искусство сельских и городских ремесленников, плоды труда которых рассчитаны на потребности и вкусы демократических слоев населения; наконец, твор­чество ремесленников, более тесно связанное с богатыми заказчиками — представителями привилегированных классов общества, однако преобладает в нем выражение миропонимания и эстетических воззрений крестьян.

Народное искусство как специфическое явление в сравнении с так назы­ваемым ученым искусством имеет свои особенности.

Главная из них за­ключается в коллективной основе творчества. Для изделий каждого из центров народного искусства более важным отличительным признаком является типовой характер местных групп в силу их традиционной общности, хотя это не мешает нам отмечать большую или меньшую удачу решения каждой работы и особенно высокие художественные достоинства, выделяющие отдельные вещи из общего ряда.

Преемственность, характерная для народного искусства, идет из глу­бины веков, показывает существенную связь с художественной культу­рой древней Руси даже во многих предметах, исполненных в самое по­следнее время, не говоря уже о творчестве народных мастеров прошлого.

При рассмотрении конкретных произведений народного творчества, будь то резьба или роспись по дереву, изделия ювелиров, узорное ткачество, гончарная посуда, глиняные игрушки, созданные в традиционных цент­рах художественных промыслов, нас почти в каждой вещи поражает необычайная ясность построения формы, и узора, убедительная образ­ность пластики, гармоническое соотношение цветов, красота пропорций, ритмов, которые выкристаллизовались в результате творческой деятельности и совершенствования профессиональных навыков многих поколе­ний.

Традиционность народного ис­кусства неверно было бы понимать как неподвижность, застойность. Формы изделий и мотивы орнамен­та с очевидностью говорят о том, что народные мастера никогда не ос­тавались безучастными к смене художественных стилей и по-своему от­кликались на них, интерпретируя в своих работах мотивы орнамента и композиционные приемы, характерные для своего времени. Так, в северодвинской росписи по дереву конца XVIII — начала XIX века отра­зились элементы стиля барокко, в холмогорской ажурной резьбе по ко­сти ясно чувствуется влияние рокайльных композиций, а позднее — ампира, в поволжской архитектурной резьбе на крестьянских избах XIX века нередко можно встретить характерный для классицизма мотив листьев аканфа.

Художественное совершенство предметов народного искусства, их не­передаваемая привлекательность в большой степени являются резуль­татом глубокого понимания мастером “души материала”. Нас поражает отточенность профессиональных приемов то тонких и сложных — в юве­лирном искусстве, некоторых видах ткачества, вышивке, кружевоплетении, косторезном деле,— то простых, но остроумных — в резьбе и свободной росписи по дереву, бересте, металлу, в гончарстве, лепной гли­няной игрушке и т. п.

Любо-дорого смотреть, как работает хороший мастер. Какая ловкость, точность, уверенность и свобода в его движениях. Материал “поет” у него в руках. Буквально на глазах невзрачный чурбачок превращается в веселого деловитого медвежонка, из комка глины вырастает “кубастенькая” аппетитная крынка или кувшин, на поверхности токарной посуды-заготовки расцветают изящные и крепко построенные травные узоры с ягодками хохломской росписи.

И сколько бы вы ни смотрели, каждый раз перед вами возникает новое маленькое чудо, потому что в процессе работы мастера материализуются, обретают конкретные формы не только его профес­сиональные навыки, но и его поэтическое чувство прекрасного, его эмоциональное отношение к миру.

Обращаясь к народному искусству прошлого, не случайно мы часто по­ражаемся красоте форм даже самых простых, обыденных предметов кре­стьянского обихода, совсем не претендующих на художественность. Ока­зывается, красота есть уже в форме, хорошо отвечающей своему практи­ческому назначению,— в преодолении инертности материала для выполне­ния полезной вещи есть свое художественное содержание. Что же гово­рить о вещах, которые выполнялись для подарков и имели определенный смысл в праздничных обрядах. Они нарядны и красочны, в них с особой щедростью проявилась живая фантазия и изобретательность мастеров, их природный ум, тонкий вкус, наблюдательность.

В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых — свадьба.

Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, про­являя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умении красиво соединять разные материалы.

Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали ра­боты — чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, ска­терти, подзоры, полотенца; готовила много нарядных вещей, которые полагалось дарить во время свадьбы жениху и его родне. А жених масте­рил сам или заказывал подарки для невесты: расписную или (в других районах) резную прялку, рубель, валек. Отец приобретал красивые сун­дуки для приданого дочерей.

Один из древних праздников — масленица, праздник русской зимы. В этот праздник катались на тройках в красивых разукрашенных санях с нарядной упряжью и дугой со звонким колокольчиком. Отголоски его сохранились до нашего времени. Конечно, давно отжило представление о блинах как об изображении солнечного диска; забыт обряд, но веселье, удаль праздничных игр сохраняется.

Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки, как и фигурные пря­ники, не были простой детской забавой. Характерные изображения жен­ской фигуры (часто с птицей в руках), коня, птицы, оленя, всадника оли­цетворяли силы природы, за помощью к которым обращался пахарь, что­бы получить хороший урожай.

С течением времени значение их совер­шенно изменилось, однако ряд образов и традиционных особенностей пластики сохранились до наших дней.

Народная игрушка теперь приоб­рела значение декоративной скульптуры.

Благодаря выразительности лаконичной пластики и цвета, меткости ха­рактеристик, лепные глиняные фигурки очень ценят знатоки и любители, коллекционируют, охотно приобретают в качестве подарков и националь­ных сувениров.

Дымковские глиняные игрушки Кировской области и филимоновские — Тульской наиболее популярны, но не менее интересны и оригинальны каргопольские (Архангельская область), семеновские (Горьковская область), орловские, курские, рязанские, смоленские иг­рушки, хотя не все они получили одинаково широкое распространение.

Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поко­лений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.

Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.

Жизнеутверждаю­щие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изобра­жение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде тра­диционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.

Жизнеутверждающее содержание народного искусства на­ходит выражение в основательности, добротности вещей, которые подобно деревянной архитектуре делались прочно и могли служить не одному поколению.

В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается чело­век с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяй­ственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхно­сти вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных компози­ций орнамента па предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков.

Для русского крестьянского искусства характерна массивность предме­тов, их устойчивость, крепость, что полностью отвечает представлениям народа о красивом человеке, то есть хорошо физически развитом, крепком и здоровом.

В домашнем производстве и в искусстве деревенских и городских ремес­ленников древней Руси формировались те профессиональные навыки и приемы мастерства, которые затем, при более узкой специализации, про­должали развиваться в народных художественных промыслах XIX— XX веков.

Больше всего для своей семьи продолжали работать женщи­ны — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. Все это делали они вполне профессионально, обогащая опыт многих поколений и отшли­фовывая свое мастерство.

Замечательно смело по цветовым сочетаниям, соединению разных мате­риалов и с тонким художественным вкусом исполнялась народная жен­ская одежда различного назначения (будничная, праздничная, свадеб­ная, траурная) и для разных возрастов (девичья, молодой женщины, для пожилых).

В народной одежде XIX — начала XX века сохранились черты древних племенных отличий, о чем говорит большое разнообразие локальных групп даже в пределах одной губернии. Особенно различалась одежда разных губерний.

При этом существовали два основных типа одежды: сарафанный—в север­ных районах России и поневный — в южных районах. В центральных районах бытовали и тот и другой типы.

В одежде южных районов употреблялись главным образом домотканые льняные и шерстяные ткани, украшенные вышивкой, ткаными узорами, позднее — вставками ситца, лентами.

На Севере наряду с домотканиной (для более простой одежды) и набойкой по холсту широко применялись покупные ткани: парча, красная камка, синяя китайка, узорный атлас для праздничных сарафанов, тонкая белая кисея, из которой шили верх­нюю часть рубахи с пышными рукавами, украшенными белой же изящ­ной вышивкой.

Исключительно нарядны женские головные уборы: венцы, кокошники, девичьи повязки, в одних районах украшенные тонкой сюжетной вышив­кой шелком, в других — золотым шитьем, в третьих — речным жемчугом. По тонкости исполнения и характеру отделки дорогими материалами они близки к ювелирным украшениям.

Серьги, кольца, пуговицы с тонкой сканью, зернью, замечательные ви­сочные, шейные украшения показывают высокие достижения народного ювелирного искусства.

В русском народном декоративном искусстве поэтический вымысел, ска­зочная фантастика живут бок о бок с реальной действительностью: фан­тастические сюжеты, как и в устно-поэтическом народном творчестве, жизненно убедительны, бытовые же — органично сочетаются с ними, бла­годаря декоративной обобщенности изображений, доходящей нередко до орнаментальной условности.

Народное декоративное искусство часто сравнивают с детским изобра­зительным творчеством и находят между ними много общего.

Действитель­но, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой — сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать под­меченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую ди­ковинную фантастику.

Но между тем и другим есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве.

Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризуют произведения народных мастеров.

Сохраняя непосредственность, све­жесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в со­здаваемом произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души — в этом своеобразие и сила воздействия народного искусства.

В современных художественных промыслах продолжают жить и разви­ваться лучшие традиции народного искусства прошлого.

Там, где наруши­лась непрерывная наследственная преемственность мастерства, ее восполняет специальное художественное обучение. Мастера и целые твор­ческие коллективы предприятий и объединений художественных промы­слов сознательно обращаются к лучшему опыту, накопленному поколе­ниями, и создают на основе изучения достижений старых мастеров де­коративные изделия, отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства.

В результате в творчестве современных мастеров и художников предприятий народных художественных промыслов часто возрождаются забытые декоративные особенности изделий, характерные для художественных ремесел перио­дов их наивысшего расцвета.

Пристальный интерес ряда крупных русских художников к народному искусству в конце XIX — начале XX века, особенно деятельность В.Вас­нецова, М.Врубеля,

Е.Поленовой в Абрамцеве и С.Малютина в Талашкине, содействовали широкой популяризации художественных промыслов и даже появлению их новых очагов. Например, усилиями Е. Поленовой был создан промысел абрамцево-кудринской резьбы по дереву.

К это­му времени относятся развитие активной собирательской деятельности художников и комплектование ценных музейных коллекций народного искусства, а также научные исследования в этой области (работы В. Ста­сова о русском народном орнаменте, С. Давыдовой — о кружевоплетении, А. Бобринского — о деревянных изделиях и др.), получившие дальней­шее углубление и развитие в трудах и практической деятельности совет­ских ученых и художников.

В ХХ столетии частью были восстановлены заново, частью получили дальнейшее творческое развитие такие традиционные народные промыс­лы, как богородская резная деревянная игрушка, токарные, столярные и резные изделия из дерева с хохломской росписью; рязанская, калуж­ская, владимирская вышивка; вологодское, кировское кружево; воронеж­ское, вологодское ткачество; курское, тюменское ковроделие; холмогор­ская, тобольская резьба по кости; гжельская керамика; филимоновская глиняная игрушка; великоустюжское черневое серебро и другие.

Наряду с этим появились новые художественные промыслы.

Одни из них возникли стихийно еще в начале XX века (изготовление и роспись деревян­ных изделий в селе Полхов-Майдан Горьковской области);

другие в резуль­тате настойчивой экспериментально-творческой работы группы талант­ливых инициативных мастеров в 1920-е годы (миниатюрная живопись в бывших центрах иконописного ремесла Ивановской и Владимирской областей: Палехе, Мстере, Холуе);

третьи выросли в связи с распрост­ранением творческого опыта отдельных художников (роспись и выжи­гание загорских матрешек, деревянных шкатулок и токарной мелочи, изготовление которых началось с оригинальных композиций художника В. Соколова — декоративных изображений демонстрации в городе За­горске, местной ярмарки, среднерусского пейзажа, замечательной архи­тектуры Троице-Сергиевской лавры).

За ХХ век (годы советской власти) в народных художественных промыслах

В результате в течение полувека развития в новых условиях сформировался их современный облик.

Еще в 1920-е годы новую эпоху в народном искусстве открыла миниатюрная лаковая живопись, палехская, мстерская, холуйскойская, федоскинская (см.ДпрИ.Лаки).

Большое место в народных промыслах занимает разнообразная художественная обработка дерева.

Большую известность получила богород­ская резьба по дереву, где, как и прежде, наряду с остроумной игрушкой выполняются более крупные скульптурные группы и единичные фигуры (см.ДпрИ. Резьба, Игрушки).

Очень популярны в наше время деревянные изделия с хохломской рос­писью. Хохломской промысел прошел сложный путь исканий современных видов изделий, красивых и нужных в быту, и декоративной росписи, травные и цветочные мотивы которой подмечены в природе. В наше время промысел сконцентрирован в двух местах: в Ковернинском районе (коренной центр нижегородского ложкарного производства, работы их проще и по форме и по росписи) и в городе Семенове, где формы вещей сложнее и изделия комплектны, в росписи преобладает “фоновое письмо”.

Кроме знаменитой хохломы Горьковская область необыкновенно богата и другими промыслами по обработке дерева (токарные расписные игрушки-матрешки Семеновские и Полхов-Майданские, предметы домашнего обихода; изделия с городецкой росписью, имеющей неповторимый характер).

Среди художественных изделий деревообрабатывающих промыслов очень разнообразны и красивы берестяные вещи с росписью, тиснением, плетеным прорезным узором, особенно славится такими изделиями Кировская область.

Народное искусство художественной обработки металлов нашло выражение в жостовских расписных подносах (Московская область) и менее известных нижнетагильских подносах; ростовской финифти (Яросласвская область), великоустюжском черненым серебром (Вологодская область) и др.

Искусство живописи по эмали в настоящее время тесно связано с ювелир­ным делом. Наиболее интересны сочетания эмалевой живописи с фили­гранью — тонким кружевом из витых серебряных проволочек, припаян­ных к жесткому металлическому каркасу или к пластинке металла. Имен­но такое направление сейчас является основным в промысле.

Северная резная кость, как и в XVII — XIX веках, славится работами холмогорских резчиков, создающих замечательные вазы, ларцы, шка­тулки с миниатюрными рельефными изображениями на ажурном, как бы кружевном фоне. Часто ажурно-рельефная резьба сочетается с цветной гравировкой.

В тобольском косторезном промысле мастера создают замечательную миниатюрную скульптуру, применяя для этого драгоценный материал Севера: ископаемые бивни мамонта, а также зуб кашалота, простую кость-цевку.

Развивается и Чукотский косторезный промысел.

Традиции русской народной керамики живут в наше время в творчестве многих мастеров и художников разных промыслов (производство дым­ковской, филимоновской, каргопсльской лепной игрушки из глины с декоративной росписью в Кировской, Тульской, Архангельской облас­тях, скопинской майолики — керамики с цветными потечными поливами, оригинально сочетающей посудные формы со скульптурой, гжельского фарфора с подглазурной синей росписью). Несмотря на широкое развитие в России крупной фарфоро-фаянсовой промышленности, керамика художественных промыслов пользуется широ­кой популярностью. Она отличается большей оригинальностью по срав­нению с индустриальными массовыми изделиями и хорошо смотрится в обстановке современной квартиры, внося в нее необходимые декоратив­ные акценты.

Оригинальное продолжение в современных художественных про­мыслах нашли традиции народного ремизного ткачества. Например, шерстяные узорные пледы, небольшие коврики, подушки для тахты елань-коленовского и таловского производств Воронежской области по фактуре, ритмическому строю несложных геометрических узоров (квад­ратов, полос, “в елочку” и т. п.) сохраняют характер народного ручно­го ткачества. При определении размера новых изделий, их цветового ре­шения учитываются современная мебель и принципы оформления инте­рьера.

К числу наиболее широко распространенных в наше время художественных промыслов относится строевышивальный: тончайшая мстерская белая гладь по белому маркизету или батисту (Владимирская область) и красочная, яркая вышивка крупными декоративными “владимирскими швами”; тарусская ажурная вышивка цветной перевитью по цветным тканям (Калужская область); белая строчка Иванова, Палеха, Шуи (Ивановская область); “вологодские стекла” и “тарлата” крестецкой строчевой вышивки (Новгородская область) и некоторые другие.

Заслуженной любовью и широкой известностью пользуется русское коклюшечное (ручного плетения) кружево. Основные центры этого промысла в наши дни находятся в Вологде и районах Вологодской области, в Кировской области и Ельце Липецкой области.

В ХХ веке и в настоящее время постепенно происходит сближение творчества народных мастеров, работающих в промыслах, и художников декоративно-приклад­ного искусства.

Особенно ощутимо это в работах молодежи, прошедшей обучение по новой системе в специальных профессионально-технических школах, художественно-промышленных училищах и техникумах, орга­низованных во всех основных центрах художественных промыслов.

В от­личие от обычного подсадничества, характерного в прошлом для промыслов, при котором навыки мастерства перенимаются в процессе производственной деятельности, школьные занятия содержат ряд теоре­тических дисциплин и дают учащимся основы профессиональной академи­ческой художественной грамоты.

Это приводит к постепенному стиранию границ между народным мастером и профессиональным художником.

Безусловно, сказывается и общее изменение жизни, сближение города с деревней, иное мировоззрение мастеров.

Тем не менее в современных художественных промыслах сохраняются коллективные основы творчества, благодаря чему продолжает развиваться народное декоративное искусство. Вместе с тем растет внимание к индивидуальному почерку мастера, к его неповторимой манере.

Многие мастера народного искусства стали чле­нами творческих союзов художников, им присвоены почетные звания. Про­водятся персональные выставки ведущих мастеров. Все это закономер­ный исторический процесс, который решительно затрагивает организо­ванных мастеров промыслов.

На предприятиях художественных промыслов интенсивно осуществляет­ся механизация трудоемких производственных операций, в первую оче­редь подготовительных и отделочных, вводятся новые, усовершенство­ванные технологические процессы, появляется современное оборудование.

Но и теперь в соответствии с художественной спецификой каждого про­мысла большое место там занимает ручной труд, который позволяет твор­чески выполнить каждую вещь, дать свободные варианты, а не точные механические копии образцов.

В этой ясно ощутимой рукотворности — одно из привлекательных качеств изделий художественных промыслов.

Наряду с работой в общих мастерских сейчас появляется все больше объединений народных мастеров надомного труда.

Кроме того, немало мастеров работают индивидуально, создавая художественные декоратив­ные предметы для себя и по отдельным заказам.

Восстанавливаются забы­тые виды народного искусства, такие как плетение из бересты и соснового корня в Кировской, Архангельской областях, художественное гончарство в Ярославской, Владимирской, Пензенской и других областях, узорное ткачество в Вологодской области, вышивка цветной строчкой в Смоленской об­ласти, узорное вязание из шерсти в Ленинградской и Архангельской областях и многие другие.

По решению правительства в районах распространения традиционных художественных ремесел этим навыкам обучают на уроках труда в сред­них школах, что позволит лучше сохранить в современных промыслах преемственность художественных традиций народного искусства, выра­ботанных в течение столетий, открываются центры дополнительного образования.

Народное искусство все шире входит в современную жизнь.

Неограничен­ный спрос на произведения народных художественных промыслов и отдельных мастеров как в нашей стране, так и за рубежом говорит о боль­ших перспективах развития народного декоративного искусства.

Коллекционирование предметов народного искусства, начатое во второй половине XVIII века отдельными художниками, любителями, исследова­телями, с ХХ века получило широкий размах.

Почти все худо­жественные и краеведческие музеи страны имеют в своих собраниях коллекции произведений народного декоративного искусства.

Крупны­ми и систематизированными коллекциями русского народного искусства обладают