Другие промыслы
Г ончарный промысел Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенча-тым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века. В промысле работали и мужчины, и ж енщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.
Ювелирное производство. Усольская финифть - декоративная отделка изделий особым составом разноцветных эмалей. Характерной особенностью усольской финифти является своеобразный подбор красок, положенных на белоснежном фоне эмали. Отличается яркостью сине-голубых, нежно-желтых и зеленых тонов. В сочетании с гравировкой, чеканкой, сканью финифтяные изделия сольвычегодских ювелиров подкупают виртуозностью исполнения, отточенной техникой, разнообразием цветовой гаммы и тонкостью рисунка. Ассортимент финифтяных изделий был необычайно широк – ножи с серебряными и медными оправами, ставики, перстни и пуговицы, чарки, чернильницы медные украшенные финифтью. Усольская финифть имела широкое хождение на рынках поморских городов, вывозилась в Сибирь, пользовалась большим спросом в М оскве. Замечательные изделия сольвычегодских умельцев сохранились до наших дней. Лучшие из них находятся в Оружейной палате. Талантливые мастера-ювелиры финифтяных мастерских Соли-Вычегодской неоднократно вызывалась в столицу для работы над окладами икон для церквей и монастырей, изготовления дорогих украшений, создания уникальных художественных вещей, обучения секретам эмальерного дела. Художественные традиции усольского финифтяного ремесла оказали благотворное влияние на развитие ювелирного производства во многих русских городах.
Кузнечное ремесло. Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина - секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой. Самый распространенный предмет из кованого железа – напольный светец различной конфигурации, украшенный железными спиралями, завитками и лепестками. В ряде волостей и уездов Архангельской области изготовлялись украшенные прорезным железным кружевом ларцы-теремки и подголовники, развозившиеся не только по всей стране, но и за границу. Этим искусством славились мастера г. Архангельска и Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Высокая культура ремесла была представлена в законченности и продуманности форм кузнечных изделий. Любовь к пышному узорочью, богатой орнаментике воплотилась в различных кованых железных предметах, мелких бытовых и монументальных, предназначенных для украшения архитектурных сооружений.
Медный промысел. В любом крестьянском доме XVI-XX вв. на Русском Севере бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII-XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток. Особенное развитие на Русском Севере получили изделия поморского литья.
Буторина Т.С, профессор Архангельского государственного технического университета
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).