logo
Народные ремесла

Некоторые основные понятия Композиции

Прежде всего, изделие должно обладать цельностью. Это предполагает, что части изде­лия соразмерны друг другу, не “выпадают” из целого композиции и не возникает желания удалить одну из них или добавить еще что-то. Благодаря цельности изделие можно охватить одним взглядом и сразу определить его основную часть (центр), вокруг которой организова­ны остальные, причем последние оказываются также необходимыми прй восприятии изделия. Из-за этого усиливается связь элементов между собой, которая и позволяет увидеть единство изделия и его отделки.

Существенную роль в создании целостности композиции играет ее центр. Как правило, его размещают в точке или месте, которые нахо­дятся в наиболее выгодном по отношении к зрителю.

С понятием центра тесно связано понятие уравновешенности композиции. Центр компо­зиции содержит в себе линию или точку, отно­сительно которой изделие делится на части. Уравновешенность создается за счет того, что эти части оказываются в отношении равнове­сия, то есть равноценности. У плоских предме­тов композиционным центром обычно явля­ется середина обозреваемой поверхности. Так, уравновешенными можно считать предметы, у которых в состоянии равновесия находится правая и левая сторона или верхняя и ниж­няя часть.

Выразительность предполагает, что при рас­сматривании предмета человек сразу же может определить его назначение, материал, из которо­го он сделан, естественность использования имен­но этого материала, устройство предмета. На основе выразительности создается основное впе­чатление от предмета.

Гармоничность представляет собой такое ка­чество предмета, при котором не ощущается не­соответствия в размерах частей и элементов, а сочетания цветов не кажутся неприятными, раз­дражающими. Для придания изделию гармо­ничности необходимо ориентироваться в первую очередь на собственное художественное чутье, однако существенную роль играет и опыт.

Появляется же опыт в процессе продумывания оформления изделий и их воплощения в жизнь, а также в результате планомерного анализа из­делий других мастеров и художников.

Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.

Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с.- (С.310-312).