1. Общая характеристика северных росписей
Верно говорят в народе: «Только дурная птица свое гнездо не бережет». Если задуматься, только тем и можно жить по-хорошему, по-людски…» - так мудро и просто ответил народный мастер из Вельска Е.М. Дружинин, ласково поглаживая на коленях бересту, на вопрос о том, для чего нужно возрождать народную культуру.
Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Роспись прялок уступила своё преимущественное положение другим предметам: кухонным доскам, бочонкам, солонкам… Однако основные закономерности и традиции промыслов сохраняются.
Традиционными в Архангельской области считаются 10 видов северной росписи: Борецкая роспись (Виноградовский район), Пермогорская роспись (Красноборский район), Онежская роспись (г. Каргополь), Важская роспись (Вельский район), Пучужская роспись (Верхнее-Тоемский район), Глубоковская роспись (Шенкурский район), Ракульская роспись (Красноборский район), Верхнеуфтюжская роспись (Красноборский район), Мезенская роспись ( Мезенский район), Селецкая роспись (Холмогорский район).
Северорусские росписи также делятся на живописные и графические. Живописные – это Шенкурская, Уфтюжская, Олонецкая, Каргопольская, Вятская. Мезенская, Борецкая, Пермогорская, Ракульская, Пучужская, относятся к графическим видам росписи. До наших дней росписи в большей части сохранились на прялках, коробах, туесах.
Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей - заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, Ракульская и Северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю Борецкую, Тоемскую и Пучужскую росписи.
На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).