logo
Народные ремесла

3.2. Уфтюжская роспись

Уфтюжской росписи дала имя река Уфтюга – небольшой приток Северной Двины. Делали такую роспись в деревнях Ново-Андреевская и Якшаково. Известны фамилии мастеров: Ф.И. Бестужев, А.Д. Кувакин, И.А. Андреев, Новинские, Трапезниковы. Уфтюжская роспись встречается на берестяных изделиях и на прялках. Фон росписи – светло-охристый, оранжево-розовый или красноватый. В растительных узорах изображаются растения с крупными листьями и цветами: тюльпаны, ромашки, лилии. Листья имеют каплевидную и остроконечную форму. Перья птиц напоминают растительные элементы. Основные цвета Уфтюжской росписи: красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, синий, реже – голубой, розовый, лиловый. Обводка и оживка выполняются черным и белым цветом. Уфтюжская роспись – свободно-кистевая. Среди жителей Верхней Уфтюги было много переселенцев из Поволжья и Заволжья. Это отражается и в типологии уфтюжских деревянных домов, в которых сочетаются черты среднерусских и северных жилищ.

Дело в том, что древняя местная живописная традиция, сложившаяся здесь к XVII—XVIII вв. и в первой половине XIX в., была совсем другая. Это подтверждают знаменитые северные прялки в таких центрах, как Пермогорье и Борок. Истоками живописной традиции в Пермогорье, например, были древние миниатюры из церковных книг и народная иконопись, в Борке — лубочные картинки и сложнейшие травные орнаменты в сканых изделиях Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще более древнюю северную традицию в живописи представляют изображения на мезенских прялках, восходящие к отдаленному кругу памятников, возможно даже — к произведениям, связанным с первобытностью. В настоящее время сосуществуют и более древняя живописная традиция, и традиция свободной кистевой цветочной росписи XIX — начала XX в. Их используют при создании самых разнообразных произведений художественного ремесла, прежде всего при работе с берестой. Однако предпочтение, пожалуй, отдается все-таки древнейшей здешней традиции — миниатюрной, а не масштабной росписи. В Верхней Уфтюге есть интересный школьный музей с коллекцией, собранной силами учителей и учащихся, в Черевкове находится филиал Красноборского историко-художественного музея, где также ведется большая работа со школьниками по изучению истории и художественного наследия Северного края, что исключительно важно в наше время.

Так, что местная художественная традиция вовсе не умирает: она питает работы современных мастеров. Конечно, печных заборов теперь уже почти не делают, но мебель делать продолжают и многие деревянные предметы также. Они становятся более декоративными и менее функциональными, чем раньше, но это кажется преодолимым, если шире использовать произведения народных ремесел в нашем быту.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4