logo
Народные ремесла

Холмогорская резьба по кости

Б олее 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.

XVIII век - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство. С огласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.

В творчестве Н. С. Верещагина проявились черты, связанные с наступлением нового художественного стиля эпохи - классицизма. Это строгая графичность резьбы, особое изящество геометризованного орнамента в отличие от прихотливых завитков рококо. Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.

Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.

Вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за ее пределы, пользовались успехом на выставках, где мастера получали награды и премии. Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.

Стремление найти сбыт своей продукции заставляло косторезов второй половины XIX века изготовлять большое количество простых изделий - ложек с гладкими ручками, ножей для бумаги, запонок, пуговиц, портсигаров, табакерок, рукояток к зонтам и тростям и прочее. Это были качественные, но слабые в художественном отношении вещи. Только в особых случаях, по з аказам или для выставок создавались высоко художественные произведения. При этом отдельные мастера все-таки продолжают создавать высоко художественные вещи по композиции и по технике исполнения. На это время приходится деятельность сына и отца Бобрецовых, Ильи Доронина, отмеченного в 1861 году наградой за искусство и знания в косторезном деле.

Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.

Однако в истории холмогорского искусства класс резьбы по кости сделал свое дело. В нем преподавал М. И. Перепелкин, у которого учились ставшие впоследствии, уже в советское время, известными мастерами В. П. Гурьев, В. Т. Узиков, Г. Е. Петровский.

В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось ее планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, "Диплом золотой медали" всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России. Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х годов прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII-XIX веков. Конец пятидесятых отмечается повествовательностью жанровых сюжетов, новой декоративностью и укрупнением форм. Шестидесятые не избежали влияния "сурового стиля" социалистического строительства. Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. Среди ведущих современных косторезов можно назвать мастеров Г. Ф. Осипова, В. Н. Хабарова, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.

В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.