5. Русский народный женский костюм
Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления крестьянских мастеров, зависели от исторических и социально – экономических условий. Русский народный женский костюм XIX в. представлен сарафаном, рубахой, головным убором, но это лишь основа – вариантов множество.
Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застёжки и вокруг ворота, по подолу.
Будничный сарафан шили из домотканой пестряди («пестрядинник») или набойки («набивальник»). Для праздничного сарафана обычно покупался дорогой материал (штоф, парча, китайка, шерстяной гарус).
Колористическое решение костюма в разных местах России было различным. Например, районам Севера, как отмечают исследователи, свойственны уравновешенность, сдержанность в применении выразительных средств, благородство колорита. Поэтому «колорит каждодневной женской одежды был спокойный, мягкий, основанный на сочетаниях белого гладкого фона и красного с белым узора рубахи, с серебристо – синим цветом кубовой набойки сарафана «набивальника» или с более тёплой золотисто – красной гаммой пестряди в сарафане «пестрядиннике».
Ансамбль женского народного костюма обычно завершал нарядный головной убор и украшения (бусы, цепочки, ожерелья, браслеты). Формы женских и девичьих головных уборов отличались богатством форм: кокошники, «сороки», сборники, повойники, венцы, повязки. Декор головных уборов составляли сложные растительные и геометрические мотивы. Для украшения головного убора применяли речной жемчуг, сеченый перламутр, белый бисер, шитьё серебряной и золотой нитью, цветной фон. В красочных узорах головных уборов отразилось всё богатство орнамента русского народного искусства.
Ансамбль русского народного костюма создаёт поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни и праздников, обрядов. Узоры на одежде не только праздничны и нарядны, но во всём ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).