logo
Народные ремесла

5. Русский народный женский костюм

Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления крестьянских мастеров, зависели от исторических и социально – экономических условий. Русский народный женский костюм XIX в. представлен сарафаном, рубахой, головным убором, но это лишь основа – вариантов множество.

Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застёжки и вокруг ворота, по подолу.

Будничный сарафан шили из домотканой пестряди («пестрядинник») или набойки («набивальник»). Для праздничного сарафана обычно покупался дорогой материал (штоф, парча, китайка, шерстяной гарус).

Колористическое решение костюма в разных местах России было различным. Например, районам Севера, как отмечают исследователи, свойственны уравновешенность, сдержанность в применении выразительных средств, благородство колорита. Поэтому «колорит каждодневной женской одежды был спокойный, мягкий, основанный на сочетаниях белого гладкого фона и красного с белым узора рубахи, с серебристо – синим цветом кубовой набойки сарафана «набивальника» или с более тёплой золотисто – красной гаммой пестряди в сарафане «пестрядиннике».

Ансамбль женского народного костюма обычно завершал нарядный головной убор и украшения (бусы, цепочки, ожерелья, браслеты). Формы женских и девичьих головных уборов отличались богатством форм: кокошники, «сороки», сборники, повойники, венцы, повязки. Декор головных уборов составляли сложные растительные и геометрические мотивы. Для украшения головного убора применяли речной жемчуг, сеченый перламутр, белый бисер, шитьё серебряной и золотой нитью, цветной фон. В красочных узорах головных уборов отразилось всё богатство орнамента русского народного искусства.

Ансамбль русского народного костюма создаёт поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни и праздников, обрядов. Узоры на одежде не только праздничны и нарядны, но во всём ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.