3.1. Шенкурская роспись
Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины.
По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей – Борецкой, Пермогорской, Мезенской и т.д.
Для Шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента.
В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим. Данная роспись относится к виду свободно-кистевой, живописной, ею украшались прялки. (17,6). Шенкурской росписи свойственен растительный орнамент, в композиции главное – симметрия, равновесие. Сведения о Шенкурской росписи противоречивы и скупы, о ней мало сто известно. У каждого из авторов-исследователей свое мнение о ее появлении. Одни полагают, что корни ее здесь, на Русском Севере. Другие выдвигают версию о ее скандинавском происхождении. Третьи считают, что основывалась она на поморских резных прялках, о чем говорит геометрическая форма центрального цветка.
Впервые роспись была открыта экспедицией ученых в 1958 году, но в существовавшую тогда классификацию не вошла как непопулярная, несюжетная: Шенкурская роспись – орнаментальная. Заслуга изучения и открытия Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю.Арбату. Он считает, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Здесь издавна расписывали прялки мастера Паромовы.
Существовало нечто вроде легенды, что при дедах-прадедах Паромовы ходили на отхожий промысел в пастухи под Ярославль и кто-то из них научился там малярить. Александр Иванович Поромов (1858-1932 гг.) сначала вырубал «коренушки», потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставленным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Его племянник Михаил Андреевич Паромов (1870-1945 гг.) писал не только по красному, но и по желтому фону, но они всегда соблюдали композицию из трех роз.
В деревне Нижняя Едьма удалось отыскать очень старую (конец ХVIII в.) прялку-коренушку, которая помогла если не установить, то допустить как предложение путь, которым пришла в шенкурские деревни роспись. Вот как описывает эту прялку Ю.Арбат: «Цвет темного голубиного крыла является основным. Бордюры вводили красный тон. Основой композиции являлись три розы. Но какие они здесь? Три бело-розовые розы, растущие из вазона, т.е. куст роз, раскинутый на всей плоскости прялки». Он сопоставляет эту прялку с резьбой по дереву на досках, там точно такая же композиция (три розы – одна над другой, растущие из вазона), и делает вывод о том, что пришли эти розы из традиционной древнерусской северной резьбы. И прялки стали делать не для себя, а на продажу, композиция упростилась, исчез вазон, но вместе с тем роспись приобрела яркость.
В Шенкурске писатель встретился с мастером Федором Ивановичем Раковым, который принес сделанную им прясницу, а на ней те же три золотых цветка и узоры из широких, свободно нанизанных блекло-зеленых листьев «Барокко». Рисунок он перенял у И.В.Кутышева из деревни Колгозеро (Федовская), сделал трафарет и использовал его в росписи.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).