logo
Народные ремесла

3.1. Шенкурская роспись

Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины.

По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей – Борецкой, Пермогорской, Мезенской и т.д.

Для Шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента.

В основе рисунка – три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим. Данная роспись относится к виду свободно-кистевой, живописной, ею украшались прялки. (17,6). Шенкурской росписи свойственен растительный орнамент, в композиции главное – симметрия, равновесие. Сведения о Шенкурской росписи противоречивы и скупы, о ней мало сто известно. У каждого из авторов-исследователей свое мнение о ее появлении. Одни полагают, что корни ее здесь, на Русском Севере. Другие выдвигают версию о ее скандинавском происхождении. Третьи считают, что основывалась она на поморских резных прялках, о чем говорит геометрическая форма центрального цветка.

Впервые роспись была открыта экспедицией ученых в 1958 году, но в существовавшую тогда классификацию не вошла как непопулярная, несюжетная: Шенкурская роспись – орнаментальная. Заслуга изучения и открытия Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю.Арбату. Он считает, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Здесь издавна расписывали прялки мастера Паромовы.

Существовало нечто вроде легенды, что при дедах-прадедах Паромовы ходили на отхожий промысел в пастухи под Ярославль и кто-то из них научился там малярить. Александр Иванович Поромов (1858-1932 гг.) сначала вырубал «коренушки», потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставленным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Его племянник Михаил Андреевич Паромов (1870-1945 гг.) писал не только по красному, но и по желтому фону, но они всегда соблюдали композицию из трех роз.

В деревне Нижняя Едьма удалось отыскать очень старую (конец ХVIII в.) прялку-коренушку, которая помогла если не установить, то допустить как предложение путь, которым пришла в шенкурские деревни роспись. Вот как описывает эту прялку Ю.Арбат: «Цвет темного голубиного крыла является основным. Бордюры вводили красный тон. Основой композиции являлись три розы. Но какие они здесь? Три бело-розовые розы, растущие из вазона, т.е. куст роз, раскинутый на всей плоскости прялки». Он сопоставляет эту прялку с резьбой по дереву на досках, там точно такая же композиция (три розы – одна над другой, растущие из вазона), и делает вывод о том, что пришли эти розы из традиционной древнерусской северной резьбы. И прялки стали делать не для себя, а на продажу, композиция упростилась, исчез вазон, но вместе с тем роспись приобрела яркость.

В Шенкурске писатель встретился с мастером Федором Ивановичем Раковым, который принес сделанную им прясницу, а на ней те же три золотых цветка и узоры из широких, свободно нанизанных блекло-зеленых листьев «Барокко». Рисунок он перенял у И.В.Кутышева из деревни Колгозеро (Федовская), сделал трафарет и использовал его в росписи.