Тряпичная кукла
В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно.
|
Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети: усердно мастерили "лялек" и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь близких. В Святки старались прекратить кукольные игры. Это пограничное время, связанное с зимним солнцестоянием, считалось опасным. Куклы убирали и прятали - подальше от всякой нечисти с "того света". Этими ритуальными действиями защищали дом и потомство. Отношение детей к кукле до сих пор интерпретируется как знак судьбы: "не играет в куклы - детей не будет, плохая мать будет".
К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало.
|
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую потешу могла сделать любая девочка.
Матерчатые куклы - простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый в "в скалку", тщательно обтянутое белой льняной тряпичное лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.
В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами.
|
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла мешочек - все они бытовали одновременно в ХIX - первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. На Русском Севере дольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке. Архангельская столбушка - кукла скромных размеров и благородной красоты. (в книге "Котова, И. Н. Русские обряды и традиции : народная кукла" показано как ее смастерить)
Обращает на себя внимание безликость традиционной матерчатой куклы Лицо ее, как правило, не обозначалось, оставаясь белым.
|
Традиционная тряпичная кукла не устаревает. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В оформлении страницы использованы фотографии кукол, выполненных мастером Ириной Кольцовой
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).