logo
Народные ремесла

С кульптура Севера

История северной скульптуры мало исследована. Ее истоки уходят еще в языческие времена и связаны с первобытными культами (деревянные языческие идолы, обетные и памятные кресты, куклы-панки). Первое же место в русском языческом искусстве ваяния отводится женскому божеству - Праматери, Берегине.

Постепенно, северное искусство вбирало в себя и традиции других территорий Руси, это, в первую очередь, Новгород и Москва. Хотя, сразу можно было заметить характерное отличие северной скульптуры - она отражала правду жизни и имела глубокую смысловую нагрузку. В народной скульптуре очень ярко проявились главные черты крестьянского плотницкого ваяния: пластика бытовой, обиходной вещи, постройки, украшения дома.

Скульптурный дар северян выразился в многочисленных видах резьбы: архитектурной, рельефной, ажурной, церковной, бытовой. На огромном пространстве Северного края формы народной резьбы позволяли различать "стиль" и "почерк" конкретного населения.

В конце XVI - начале XVI века всюду на севере возводились тябловые иконостасы, а их живописный ряд, наряду с иконами, занимали и скульптурные изображения Николы Можайского, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца, святой Екатерины, размещенные в отдельных резных киотах со створами. Декоративная скульптура при этом чаще всего использовалась лишь в вершине иконостаса, где укреплялись резные фигурки херувимов и серафимов. В середине XVII века в крупных северных городах и монастырях стали сооружаться высокие, украшенные резным д екором, многоярусные иконостасы. В них стали широко использоваться декоративные возможности деревянной пластики. В Поморье была широко распространена и киотная скульптура (резьба рельефных икон, складней крестов).

Иконостасы и деревянные иконы, различные виды крестов и обетных столбов, резные божества и куклы-панки - все это разновидности культовой скульптуры, которая развивалась на Архангельском Севере долгие годы, начиная с XI века. Совсем другое направление развития получила светская скульптура, появлению которой на Севере мы обязаны Ф. И. Шубину, С. К. Суханову, В. А. Михалеву.