logo
Народные ремесла

Предметный мир крестьянской избы

Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз. Со времен язычества, да и в христианстве, люди верили, что вещи, предметы быта, одежда, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье. Вот поэтому-то крестьянская изба снаружи всегда украшалась резьбой, росписью, начиная с калитки и до крыльца - входа в жилище. Элементами-символами люди стремились уберечь свой дом от беды. Одежду также украшали узором: например, вышивка на мужской рубахе на предплечье (показать) должна была придать силу мышцам руки при работе, подол женского сарафана, украшенный узором (показать), оберегал от простуды, злого духа. Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчество, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти! Это и плетение из прутьев и бересты, каргопольская глиняная игрушка, знаменитая птица счастья, о которой сложена легенда (рассказать), это и удивительные расписные прялки, резные шкатулки, изделия из кости (показ), это и знаменитые Малые Корелы, северные вышивки и изделия ткачества.

Мы почти не знаем имен создателей изделий народного декоративно-прикладного искусства, предметов быта, жизни крестьян, так бережно хранимых в музеях. Опыт и секреты мастерства передавались от матери к дочери, от отца к сыну, буквально «из рук в руки». Время отбрасывало все случайное, несовершенное, сохраняя и шлифуя только действительно необходимое и ценное. Все было взаимосвязано. Красоту нельзя было отдалить от пользы, пользу - от красоты. Мастер был художником, художник - мастером.

Через вещи, созданные руками многих поколений народных мастеров, мы узнаем жизненный уклад северных крестьян с их буднями и праздниками, радостями и повседневным трудом. В изделиях крестьянских мастеров представляется особый мир, предельно чуткий к человеку, природе.

Исторически сложилось так, что только на русском Севере очень долго сохранились былины, предания, старинные слова, в том числе названия предметов, обороты речи, обычаи и обряды, т.е. весь уклад крестьянской жизни. Здесь - сокровищница народного искусства с его обращением к образам и формам древней культуры.

Стремление сделать вещь не только практичную и удобную, но и красивую прослеживается уже на изделиях XII-XIII веков, найденные на территории Архангельской области: керамические сосуды (Шенкурск), узорные тесненные берестяные туеса XVI века (Архангельск), изящные бронзовые подвески-украшения XIII века (Каргополь) и др. Спирали, круги, овалы, кресты, изображения водоплавающей птицы, коня, женской фигуры на этих предметах - один из самых древних магических символов. Видоизменяясь, делаясь то более сложными, изощренными, то упрощаясь до предела и все-таки сохраняя свою семантическую основу, они в народном искусстве дошли почти до наших времен.

В работах крестьянских мастеров мы не найдем ничего сумрачного, беспокойного, недоброго, в них все ясно, плавно, радостно, горделиво. И сейчас знание того, что вдохновляло наших предков, что приобщало их к красоте, приносит нам радость прикосновения к этому цельному, красивому и доброму миру.