Предметный мир крестьянской избы
Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз. Со времен язычества, да и в христианстве, люди верили, что вещи, предметы быта, одежда, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье. Вот поэтому-то крестьянская изба снаружи всегда украшалась резьбой, росписью, начиная с калитки и до крыльца - входа в жилище. Элементами-символами люди стремились уберечь свой дом от беды. Одежду также украшали узором: например, вышивка на мужской рубахе на предплечье (показать) должна была придать силу мышцам руки при работе, подол женского сарафана, украшенный узором (показать), оберегал от простуды, злого духа. Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчество, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти! Это и плетение из прутьев и бересты, каргопольская глиняная игрушка, знаменитая птица счастья, о которой сложена легенда (рассказать), это и удивительные расписные прялки, резные шкатулки, изделия из кости (показ), это и знаменитые Малые Корелы, северные вышивки и изделия ткачества.
Мы почти не знаем имен создателей изделий народного декоративно-прикладного искусства, предметов быта, жизни крестьян, так бережно хранимых в музеях. Опыт и секреты мастерства передавались от матери к дочери, от отца к сыну, буквально «из рук в руки». Время отбрасывало все случайное, несовершенное, сохраняя и шлифуя только действительно необходимое и ценное. Все было взаимосвязано. Красоту нельзя было отдалить от пользы, пользу - от красоты. Мастер был художником, художник - мастером.
Через вещи, созданные руками многих поколений народных мастеров, мы узнаем жизненный уклад северных крестьян с их буднями и праздниками, радостями и повседневным трудом. В изделиях крестьянских мастеров представляется особый мир, предельно чуткий к человеку, природе.
Исторически сложилось так, что только на русском Севере очень долго сохранились былины, предания, старинные слова, в том числе названия предметов, обороты речи, обычаи и обряды, т.е. весь уклад крестьянской жизни. Здесь - сокровищница народного искусства с его обращением к образам и формам древней культуры.
Стремление сделать вещь не только практичную и удобную, но и красивую прослеживается уже на изделиях XII-XIII веков, найденные на территории Архангельской области: керамические сосуды (Шенкурск), узорные тесненные берестяные туеса XVI века (Архангельск), изящные бронзовые подвески-украшения XIII века (Каргополь) и др. Спирали, круги, овалы, кресты, изображения водоплавающей птицы, коня, женской фигуры на этих предметах - один из самых древних магических символов. Видоизменяясь, делаясь то более сложными, изощренными, то упрощаясь до предела и все-таки сохраняя свою семантическую основу, они в народном искусстве дошли почти до наших времен.
В работах крестьянских мастеров мы не найдем ничего сумрачного, беспокойного, недоброго, в них все ясно, плавно, радостно, горделиво. И сейчас знание того, что вдохновляло наших предков, что приобщало их к красоте, приносит нам радость прикосновения к этому цельному, красивому и доброму миру.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).