Резные и расписные прялки
Прялка и веретено являются древнейшими орудиями женского труда. В прежние времена девочку сажали за прялку с 7 лет. Прялку дарил отец дочери, жених - невесте, муж - жене. Особенно красивые прялки передавались и по наследству.
Десятилетиями складывались в разных районах свои формы прялок и способы их украшения.
Поморские прялки изящные, стройные, с ажурным навершием. Обычно резьбу на их лопасти вырезали рыбаки и зверобои, когда были на промысле на Белом море. Поморы делали прялки только своим близким на память о себе, часто вырезая на обороте надписи. На одной из прялок в краеведческом музее есть такое трогательное пожелание: «1899 года месяца апреля 6 дня на Зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка Овдотьи Ларионовой. Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
На далекой таежной Мезени никогда не писали многокрасочных цветов. Прялки делали в селе Палащелье и еще в нескольких деревнях по Мезени. Мезенская роспись прялок считается наиболее архаичной среди всех остальных. Действительно, в ней будто оживает древняя техника росписи по дереву. Рисунок наносился прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Красителями была сажа, красная береговая глина, а позднее и сурик. Геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки, ряды коней и оленей густо, словно ковром покрывают лицевую сторону лопаски мезенской прялки. И только на оборотной стороне прялки художник решался изобразить обычные житейские сцены: охота на птиц и зверей, пароход с моряками, ледокол «Ермак» и т.д.
На Глубоковских прялках цветы, но уже в свободной кистевой манере письма. Они бытовали в селах по побережью рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Основной мотив глубоковской росписи - розетка-цветок с включением в композицию солярных знаков - свастик, вихревых розеток. Эти знаки, цветущие, тянущиеся вверх побеги, букеты - всеохватывающие образы благопожелания и добра.
Несколько центров графической росписи по дереву было в селах по Северной Двине: Пермогорье, Борок, Нижняя Тойма, Ракулка, Пучуга. Все эти районы богаты древними традициями. Река связывала местные ярмарки и торговые села.
Прялки из Борка, Нижней Тоймы и Пучуги сверху украшали круглыми «городками», а внизу лопаски-«сережки». Кудрявые, сказочные побеги с крупными, яркими цветами, изящные тонкие веточки с ягодками на концах плотно заполняют поверхность лопаски и переходят на ножку. Особую нарядность прялкам придавал фон из листочков сусального золота. Внизу лопаски обычно изображалась сцена праздничного катания на лошадях или бегущие один за другим кони.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).