logo
Народные ремесла

Резные и расписные прялки

Прялка и веретено являются древнейшими орудиями женского труда. В прежние времена девочку сажали за прялку с 7 лет. Прялку дарил отец дочери, жених - невесте, муж - жене. Особенно красивые прялки передавались и по наследству.

Десятилетиями складывались в разных районах свои формы прялок и способы их украшения.

Поморские прялки изящные, стройные, с ажурным навершием. Обычно резьбу на их лопасти вырезали рыбаки и зверобои, когда были на промысле на Белом море. Поморы делали прялки только своим близким на память о себе, часто вырезая на обороте надписи. На одной из прялок в краеведческом музее есть такое трогательное пожелание: «1899 года месяца апреля 6 дня на Зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка Овдотьи Ларионовой. Пряди, прялку береги, за отца бога моли».

На далекой таежной Мезени никогда не писали многокрасочных цветов. Прялки делали в селе Палащелье и еще в нескольких деревнях по Мезени. Мезенская роспись прялок считается наиболее архаичной среди всех остальных. Действительно, в ней будто оживает древняя техника росписи по дереву. Рисунок наносился прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Красителями была сажа, красная береговая глина, а позднее и сурик. Геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки, ряды коней и оленей густо, словно ковром покрывают лицевую сторону лопаски мезенской прялки. И только на оборотной стороне прялки художник решался изобразить обычные житейские сцены: охота на птиц и зверей, пароход с моряками, ледокол «Ермак» и т.д.

На Глубоковских прялках цветы, но уже в свободной кистевой манере письма. Они бытовали в селах по побережью рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Основной мотив глубоковской росписи - розетка-цветок с включением в композицию солярных знаков - свастик, вихревых розеток. Эти знаки, цветущие, тянущиеся вверх побеги, букеты - всеохватывающие образы благопожелания и добра.

Несколько центров графической росписи по дереву было в селах по Северной Двине: Пермогорье, Борок, Нижняя Тойма, Ракулка, Пучуга. Все эти районы богаты древними традициями. Река связывала местные ярмарки и торговые села.

Прялки из Борка, Нижней Тоймы и Пучуги сверху украшали круглыми «городками», а внизу лопаски-«сережки». Кудрявые, сказочные побеги с крупными, яркими цветами, изящные тонкие веточки с ягодками на концах плотно заполняют поверхность лопаски и переходят на ножку. Особую нарядность прялкам придавал фон из листочков сусального золота. Внизу лопаски обычно изображалась сцена праздничного катания на лошадях или бегущие один за другим кони.