Изделия из глины
Если медная посуда была не в каждой избе, то глиняные горшки, ладки, корчаги, миски, стаканы, крынки имелись у каждой хозяйки. В конце XIX - начале XX века в Архангельской губернии глиняную посуду делали почти во всех уездах. Не мешая друг другу и соревнуясь в качестве работы, гончары снабжали всю округу своим товаром. Конечно, были у мастеров свои секреты обжига, специальные добавки в глиняное тесто, чтобы не было трещин, просадки, чтобы блестела и была прочной глиняная посуда. Был даже особый показатель профессионального мастерства - сделанный из глины самовар, из которого можно было по-настоящему пить чай. Безусловно, уже и в то время это были редкие вещи. Прекрасной формой, зеленой с протеками поливой выделяются изделия из гончарной мастерской Соловецкого монастыря. Около 1880 года для мастерской возвели специальное здание. Как вспоминают очевидцы, на Соловках делали «столовые и чайные чашки, солонки, тарелки, тазы, горшки - все изделия лучше, чем у крестьян на Архангельском рынке, но зато значительно дороже». В Онежском уезде центром гончарства была Вонгуда. В летнее время на широких лодках-«чугах» мастера развозили посуду по всему Лямецкому берегу. Очень древнего происхождения по способу изготовления была лепная мезенская и пинежская керамика. Формы ее приземистые, тяжеловатые, стенки посудин толстые, массивные. Обычно посуда этих районов не орнаментировалась. Лишь обрядовые чаши для киселя и формы для сыра украшались внутри солнечными знаками - кругами, крестиками или тисненными веточками. Славились в старину своими гончарами и Каргополье. В XIX- начале XX века гончарством занимались в нескольких волостях Каргопольского уезда. Многочисленные археологические находки говорят о древности местной культуры гончарства. Наряду с фрагментами сосудов были найдены и глиняные фигурки человека, птиц, зверей. Это были культовые изображения, которые через столетия стали восприниматься как игрушки.
Сюжеты игрушек каргопольского мастера Дружинина Ивана Вас. (30-е годы XX в.) черпались из жизни: пряха, гармонист, катание на санях и на лодке, фигурки животных. Выразительна пластика этих небольших приземистых фигурок. В элементах росписи - кругах, овалах, с точкой в центре, крестах, веточках - отголоски древних символов солнца, культа земли и плодородия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).