logo
Народные ремесла

Художественно-образный язык народного искуства

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэто­му оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

В народ­ном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистическо­го воспроизведения, художник избегает излишней детализа­ции, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на типическое, кра­сочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя — эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от дет­ского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция.

Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуника­тивность, коллективный характер творчества, высокое совер­шенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Коллективность творчества — важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

Традиционность — народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. Например, Хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна.

На­родное искусство испокон веков создается для человека и слу­жит ему.

Любая народная игрушка — дымковская, богородская — адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь.

Следующая существенная черта народного искусства — его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.

Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем за­ключается совершенство композиции.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. НИ позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвое­ния сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки".

Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поко­лений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.

Т.Я. Шпикалова – известный исследователь народного искусства, от­мечает и такую черту народного искусства, как празднич­ность и мажорность, отражающую полнокровное и оптими­стическое восприятие мира.

Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.

Жизнеутверждаю­щие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства.

Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изобра­жение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле.

Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость.

Древо жизни – вечный образ в искусстве (в т.ч. и нашем), связывающий миры: корни – загробная жизнь; ствол – настоящая реальная, земная жизнь; крона - небесная жизнь. Поэтому часто ее изображали с птицами и плодами на ветвях.

Женская фигура – ( на Севере – Мокоша) – покровительница женщин, рукоделий;

Рожаницы – божества благополучия и плодородия. Символ продолжения жизни.

Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде тра­диционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.

В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается чело­век с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяй­ственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхно­сти вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных компози­ций орнамента на предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков (НИ Комарова, Попова).

Узоры орнамента – это не просто украшение, надуманные завитки, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать. Узоры придавали вещам магическую силу: д.б. оберегать от всяческих бед и напастей (особые приемы удваивали силу оберега, например, в вязании изготовление обручка).

Роль создаваемых произведений, их значение и смысл были общественными.

Этим объясняется устойчивость образов, глубина их поэтического смысла.

Постепенно, в ходе веков, менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки, наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией.

Их не меняли, потому что все они

Было страшно их изменять, т.к. магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и знаки д.б. свято охраняться. (Рук, С.90-97)