Художественно-образный язык народного искуства
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя — эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция.
Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.
Коллективность творчества — важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Традиционность — народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.
Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. Например, Хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна.
Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.
Любая народная игрушка — дымковская, богородская — адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь.
Следующая существенная черта народного искусства — его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.
Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. НИ позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки".
Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поколений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.
Т.Я. Шпикалова – известный исследователь народного искусства, отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.
Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.
Жизнеутверждающие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства.
Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изображение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле.
Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость.
Древо жизни – вечный образ в искусстве (в т.ч. и нашем), связывающий миры: корни – загробная жизнь; ствол – настоящая реальная, земная жизнь; крона - небесная жизнь. Поэтому часто ее изображали с птицами и плодами на ветвях.
Женская фигура – ( на Севере – Мокоша) – покровительница женщин, рукоделий;
Рожаницы – божества благополучия и плодородия. Символ продолжения жизни.
Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде традиционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.
В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается человек с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяйственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхности вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных композиций орнамента на предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков (НИ Комарова, Попова).
Узоры орнамента – это не просто украшение, надуманные завитки, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать. Узоры придавали вещам магическую силу: д.б. оберегать от всяческих бед и напастей (особые приемы удваивали силу оберега, например, в вязании изготовление обручка).
Роль создаваемых произведений, их значение и смысл были общественными.
Этим объясняется устойчивость образов, глубина их поэтического смысла.
Постепенно, в ходе веков, менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки, наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией.
Их не меняли, потому что все они
несли смысловую нагрузку;
имели определенное значение, часто магическое, заклинательное,
были отражением понятий о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота, вызревании урожая.
Было страшно их изменять, т.к. магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и знаки д.б. свято охраняться. (Рук, С.90-97)
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).