Народное искусство как часть культУры
Феномен народного искусства может быть определен по главным параметрам его системы: коллективности в аспекте родового; самостоятельности художественного и творческого типа; особенности отношения к действительности, характеризуемого целостностью восприятия, историческим сознанием творца. Это такая система, которая входит в более широкую систему национальной культуры и в систему мировой культуры как структура, которая на всех уровнях регулируется законом к о л л е к т и в н о с т и, т р а д и ц и и . На каждом уровне системы действуют её узлы – школы, сложившиеся на основе функционирующихся общностей; действует е д и н с т в о индивидуального и коллективного. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти: оно отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире — человечества. …Важно иметь в виду, что в современности функционируют не отдельные элементы народного искусства, а функционирует система. Выделим четыре формы бытования народного искусства. Первая форма охватывает народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это главным образом народное искусство отдаленных, районов нашей страны, замкнутых в силу особых географических условий, — Памир, некоторые районы Дальнего Востока, Кавказа, Крайнего Севера. Вторая форма развития народного искусства — коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося стихийно на почве местной культурной традиции. Жизнь такого промысла определяется не столько внутренними потребностями, как в первой форме, сколько на основе сбыта вовне. Ее причины бывают разными: поиски дополнительного заработка, чаще всего неурожайность земель, слаборазвитое ввиду этого земледелие и т.д. Третья форма жизни народного искусства — творчество единичных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию. Важно отметить, что в этой форме народное творчество функционирует прежде всего как необходимость в самом творчестве, потребность в художественной деятельности, в созидании красоты вокруг себя. Четвертая форма развития народного искусства — организованные мастерские. Здесь уже есть специальное производственное помещение и необходимое оборудование, профессионально-технические школы, подготавливающие кадры. Такая организованная форма, в которой функционирует народное искусство, неверно именуется “фабрикой”, что влечет за собой внедрение промышленной структуры производства с ее системой планирования по валу. Много вреда народному искусству, разрушая прежде всего его творческую структуру, снижая инициативу народного мастерства, приносят политика опромышливания промыслов, стандартизация художественных изделий, работа по образцам. Творчество во всех четырех рассмотренных формах — это народное искусство, функционирующее в разных уровнях, но сохраняющее общую творческую структуру развития, ориентированную на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую соответствующее восприятие.
В нашей стране народное искусство отличается многообразием художественных вариантов, разных систем в одной системе народного искусства. Различия определяются не только историческими, национальными, локальными особенностями, но и материалами, и техниками. Народное искусство функционирует в изустно-зрительной передаче. Характерно, что изустно-зрительная передача традиции есть не просто форма распространения народного искусства, но закон п р е е м с т в е н н о с т и, восстанавливающий равновесие в народном искусстве и через его структуры в национальной культуре, в конечном счете в культуре общечеловеческой.
Коренным отличием народного искусства как коллективного творчества от творчества индивидуализированного является то, что первое, как правило, существует на основе готового известного материала, образов, отлитых в веках, а во втором первоэлементом оказывается художественная идея…
Понятие “народный мастер” включает понятие о личности особого духовного, психологического склада. Есть понятие, определяемое параметрами культуры, а не просто занятием тем или иным художественным промыслом. В свете сказанного далеко не каждый человек может называться “народным мастером”. И тем более это понятие глубоко ошибочно приравнивать к “умельцу”, занимающемуся самодеятельностью. …Новый этап в развитии народного искусства в 70-е гг. ХХ в. выдвинул понятие “народный мастер” вместо бытовавшего раньше “кустарь-художник”. Творчество народного мастера получило общественную, правовую, экономическую поддержку... Творчество народного мастера предстает как структура, регулируемая законом коллективности, традиции и преемственности. Особенное в искусстве есть особенное в творчестве мастера, а значит, и особенное в самих творцах, что определяет их причастность к культуре как носителей традиции — от отца к сыну, от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Нетрудно заметить, что народных мастеров независимо от национальности объединяют общие черты, характеризующие их личность. Это прежде всего отношение к искусству, к мастерству, сохраняющим силу священнодействия, рождающим живой мир прекрасного. Это всегда память о том, что создавали старшие мастера — учителя, что делали предки, хотя при этом каждый мастер сохраняет свое индивидуальное лицо, неся традицию общего, нравственный, творческий опыт коллектива. Итак, народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом; с культурой и природой края, носитель традиции коллективного опыта, носитель народного этоса. Это “человек трудолюбивой души”. Такое определение особенно применимо, поскольку мастерство, как правило, включает духовный опыт. Личность народного мастера, культурно-ценная, всегда широко известна за пределами деревни и даже края. Ее прежде всего выделяют историческое сознание, забота о сохранении ценностей прошлого и передачи их в будущее, нравственная оценка действительности. Такое сознание творит образ особого видения мира. Народного мастера выделяет из коллектива не только высокий профессионализм школы, но и поэтический склад мышления, недаром так часто его называют сказителем. Так, про одного мастера односельчане говорят — “он у нас пламенный”, характеризуя его душевные качества; про другого — “мудрый”; а про Ульяну Бабкину — “добрая”. Нередко народного мастера наделяют чертами особого, необычного человека, порой он славится как чудак. И все это грани народного таланта, талантливости духовной. Индивидуальная ее окраска не противоречит причастности к целому, что составляет мировоззрение народного мастера, определяет его культурную роль как творческой личности. Еще А. С. Пушкин говорил, что «культура определяется отношением к прошлому»
Народное искусство на протяжении история концентрирует в себе о б р а з вечного, чувственно воспринимаемой вселенной в единстве общечеловеческого. Народное искусство содержательно, созидательно и несет родовую память.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).