logo
Народные ремесла

Композиционные решения в росписи

В целом в учении о композиции выделяют два вида композиций. Во-первых, это компози­ции, выполненные на плоскости (так называе­мые плоскостные композиции). К данному виду, например, относятся все рисунки на плоскости, а также орнаменты. Во-вторых, это объемные композиции, которые предполагают использова­ние связанных между собой объемов. Посколь­ку в росписи возможны только плоскостные композиции, мы остановимся подробнее лишь на их разновидностях.

Изделие может быть декорировано росписью несколькими способами. Такие способы называ­ют композиционными решениями. Каждое ком­позиционное решение имеет свои особенности, ко­торые необходимо использовать в соответствии с особенностями материала, назначением предме­та, количеством используемых красок, техники росписи.

Самый простой вид декора, используемый в основном при отделке посуды, - это отводка. Она представляет собой линию или несколько линий, проведенных по борту изделия. Отвод­ка производится при помощи кисти и специ­альной турнетки, то есть вращающейся вокруг собственной оси подставки, на которую ставят предмет. Благодаря турнетке линия получа­ется ровной.

Бортовой рисунок - это также декор, нане­сенный на борта изделия. Его отличие от про­стой отводки состоит в том, что он имеет орна­ментальный характер.

Разделка “букетом” предполагает нанесение рисунка на центр изделия. Рисунок может быть как сложным, так и простым, то есть состоять из большого или маленького количества элемен­тов. Если помимо относительно крупного ри­сунка посредине изделия имеются несколько маленьких, расположенных по периферии, гово­рят о раскидной разделке.

Сплошной росписью называется орнамен­тальный узор, покрывающий всю поверхность изделия.

Тематическая композиция представляет со­бой портреты, натюрморты, пейзажи и другие фи­гурные изображения. Как правило, она редко применяется на изделиях, предназначенных для частого практического использования; в основ­ном тематическими композициями украшают подарочные изделия.

Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.

Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с .- (С.317-318)