2.1. Мезенская роспись
Одной из самых оригинальных, связанных по своему содержанию с древними слоями культуры нашей страны, является роспись, бытовавшая в Архангельской губернии, в селах, располагавшихся в устьях реки Мезени. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры. Отсюда и название росписи – Мезенская.
В ХIХ в. самым крупным центром этой росписи было большое северное село Палощелье, где жили со времени его основания хлебопашцы, рыболовы и щхотники. Обилие трав на заливных лугах за Мезенью позволяло разводить скот. Летом жители села были заняты сельскохозяйственными работами, а зимой находилось время и для ремесел. Из них любимой была роспись. В музеях собрано большое количество предметов крестьянского обихода, украшенных Мезенской росписью, - это дуги и лукошки, коробейники вальки, но наиболее известными среди них являются прялки. На широких лопастках мезенских прялок, увенчанных главками, напоминающими очертания старинных деревянных церквей Севера, было где разгуляться руке художника. И он строил удивительный узор: на поверхности прялки, окрашенной прямо по дереву (без предварительной грунтовки) в золотисто-коричневый цвет, мастер располагал рядами бегущих оленей и коней, плывущих лебедей. Их контуры он обозначал тонким черным штрихом. Рассматривая отдельного конька, мы видим все характерные признаки этого животного: и жесткую гриву, и тонкие ноги, и уздечку. Поражает умение мастера передавать движение животных, его ритм, безостановочность и неукротимость. Вереницы коней перемежаются вереницами оленей, стаями лебедей. Мастер, прекрасно зная животных, отбирает в их облике самое главное, самое впечатляющее. Каждое отдельное изображение находит свое место в общем орнаментальном ряду, а каждый из таких рядов становится неотторжимой частью всего живописного убранства мезенской прялки. В этот живописный строй очень органично входят желтая и оранжевая раскраска животных и выполненные тонким птичьим перышком штриховые орнаменты. Прялки Мезени были знамениты на Севере. Из Палощелья они шли через ярмарки на Пинегу, Онегу и Печору. Благодаря добротности материала, крепости живописи, выполняемой местными красками – суриком и сажей, разведенными на смоле лиственницы, покрытой прочным слоем олифы, мезенские прялки и другие изделия дошли до нашего времени в сохранности. Художники внимательно изучают, стараясь разобраться в принципах построения орнамента, в том, как мастер сочетал цвета с выразительным штрихом.
На примере Мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине ХIХ в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей. Так, на одной из прялок, датируемой 1874 г., художники изобразили даму с двумя кавалерами на прогулке.
Тематика Мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричнево-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции…
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.
Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась ярче и яснее. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точнее происхождение, взаимная связь уже практически утрачены. В последние годы, из-за попытки угодить художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
В последние годы, из-за попытки угодить массовому покупателю, появилась тенденция "осовременивать" традиции росписи, применять "модный" прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.
К сожалению, восстановлением Мезенской росписи мало кто занимается. Ее можно увидеть разве что в Загоpском музее или на самой Мезени... Известность Мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому ее называют еще и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как В.С.Воронов, Рыбаков, О.В.Круглова, С.К.Жегалова, Ю.А.Арбат, А.С.Миловский, высказывают разные версии. В.С.Воронов говорил о ее необыкновенной схожести с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н. э., и, кто знает, может быть, попал какой образец сюда по пути из варяг в греки... Ведь и правда, эти "темновидные" прялки напоминают древнегреческие амфоры и формой, и терракотово - черным построчным орнаментом. Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория "наскальности"? А.С.Миловский отыскал в Пушкинском доме и мезенскую рукопись, датируемую, правда, не ранее XIX века, но с очень похожим орнаментом. Своя "версия" есть у Н.Величко. Образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают Мезенскую роспись.
Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870-1930 годах, а самая ранняя из известных - 1854 года. Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Прославились из села Палащелье Новиковы, Аксеновы, Федотовы, Кузьмины и Шишовы. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Каждый мастер сам вырубал их и расписывал. Одним из самых самобытных был мастер Новиков. Его почерк узнают по лошадкам "на дыбках" внизу прялки. Вот как подписана им одна из прялок: "1908 года 26 работал Прокопий Ссменой господинъ Новиковъ. Цена 30 копеек. Прялка прочная. Будешь держать и поминатш» (орфография сохранена в авторском исполнении). И изобразил рядом себя с трубкой - это было в обычае палащельцев - рисовать свой автопортрет. Вообще, на оборотной стороне прялки, там, где привязывалась кудель, помещали жанровые сцены: плывущий пароход, кораблик под парусами, охотников с собачками, дам и кавалеров на прогулке и т. п.
Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в "уточке" и коне - знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и "уточки" (поместному "курицы") украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка: "Курицы и конь на крыше - в доме тише" (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем. Мастера были разные. Так, не очень-то уважали Якова Аксенова, прозванного Якунькой. Работал он халтурно, для базара, и даже придумал среди орнамента писать цену. (Хранится в Загорском музее.) Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы в интерьере дома. Частично эту роспись переняли коми-зыряне.
Рассмотрим палащельскую прялку. По размеру она меньше, изящнее, чем другие северодвинские. По-местному она называлась прялицей кокорицей, или "корневухой". Доска (лопаска) имела свои четкие пропорции. Ширина должна три раза укладываться в ее длине. Начиная от "уточек" или "курочек", на главках прялки по порядку шли: узорный прямоугольник - "бёрдо", названный так по сходству с одноименной частью ткацкого станка и чаще всего окруженный теми же "курочками". Потом сплошной полосой шли геометрические узоры, напоминающие вышивку или тесьму, ряды коней и оленей, опять же чередующиеся с "уточками" или узорными полосами. На старых прялках поверхность лопаски не была окрашена по периметру, как допускается на промысле теперь при росписи плоскостных изделий. Это дополнительно подчеркивало стремительность бега тонконогих, изящных оленей и коней. Также усиливали этот эффект щедро разбросанные по пространству прялки многочисленные звездочки, стихийки, крестики. Проявляя естественный интерес к символам, все же не стоит относиться к росписи как к иероглифическому или пиктографическому письму. Послушайте, как современный мезенский мастер, присматриваясь к заготовке, комментирует свою работу. "Как начать?.. Это низ - земля будет, здесь будто лес, трава наросла... А вверху - небо... А тут и солнышко всходит, надо еще и звезды. А вот и охотник в лес пошел, тут елку с косачами сделаем, а тут гуси полетят". Кстати сказать, все эти рассуждения высказаны над берестяным туесом, назначенным не под роспись, а под тиснение. И что интересно, принадлежат они одному из братьев семьи Фатьяновых, тех, что в соседнем селе расписывают лукошки, коробейки и т. д. А этот брат, значит, работает с берестой. Вот и пусть гадают искусствоведы, откуда что пошло: роспись ли натолкнула на тиснение, или тиснение задало графический стиль росписи. А может, и то и другое пошло от вышивок... Кто теперь разберет? Пожалуй, тут дело не в технике, а в образах, навеваемых близкой и знакомой природой.
Так, одна из местных жительниц пояснила членам экспедиции Текстильной академии, почему ее домотканые половики имеют именно такой цвет: "Села ткать, посмотрела - такая синь за окном, ну и заткала ее..." Чего ж тут непонятного?.. Не стоит забывать, что большей частью художник работает не от ума, а от души и от сердца. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы - "таючей сере", а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Деревянную поверхность оставляли натуральной. Красно-коричневую краску мазками наносили на нее выдернутой из веника размочаленной палочкой - "тиской". А затем глухариным или тетеревиным пером наводили черный контур. Сверху покрывали олифой. Но, видно, был еще какой-то секрет. Современный мастер Иван Фатьянов, восстанавливая старую роспись вместе с отцом и Федором Федотовым, рассказывал, что хотел раз сделать по старинке, да как стал олифить, глина и слиняла. А расписанная гуашью наружная часть дома стоит под олифой уже не один год, и ничего...
В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле. Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым. Во многих случаях "капелька" сменила штрих, графическая скобочка превращается в мягкую дужку, фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из "мужской" росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.
В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями. Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному тиской), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложность, оригинальностью.
Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т.д.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).