Северная народная игрушка
Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны - это первые жизненные и культурные ориентиры.
Родители, покупая ребенку ту или иную игрушку, прежде всего, думают о том, чтобы доставить малышу радость, чтобы он, играя, развивался в соответствии с возрастом. Но часто ли взрослые задумываются, насколько эта игрушка безопасна для малыша?! В последнее время в средствах массовой информации все чаще сообщается о том, что не все игрушки безопасны и соответствуют гигиеническим требованиям.
Поэтому, вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Историки, археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют ее традиции, изучают творчество мастеров-игрушечников. И этот научный интерес обоснован. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, - тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которому сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки.
Игрушка наряду с ее эстетической, познавательной, развлекательной функцией выступает средством социализации ребенка, позволяет связать человека с миром, обществом, другими людьми, маленькими и взрослыми, с его предками и потомками, с народной культурой и природой.
В литературе игрушка определяется как «друг раннего детства, который кладет первые зачатки того, что разовьется впоследствии (П.А. Литвтнский); как «неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, побуждая мысль, давая широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности» (Г.В. Лабунская); как «своеобразный эталон, знак тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку» (Е.А. Коссаковская).
Мы будем игрушку рассматривать как средство общечеловеческого воспитания. Так как игрушка лишь одна из многих составных частей жизни народа, ее необходимо изучать в устойчивой традиционной среде. Русский Север имеет богатую культуру, истоки которой уходят в глубокую древность, а содержание сохранилось практически без изменений в силу особенностей этого региона, способствующих превращению его в своеобразное заповедное хранилище традиций исконно русской старины. В своеобразной природной и экономической среде с устойчивым бытом и богатой художественной культурой сформировалось искусство народной игрушки.
На Русском Севере игрушки делались взрослыми для детей из доступных материалов: дерево, глины, коры, бересты, щепок, соломы, трав и плодов, обрезков материала, которые с помощью воображения и умений преобразовывали в рукотворное изделие. Сюжеты игрушек брались, в основном, из повседневной жизни и отличались ясным и четким языком. Любимые образы игрушек – это птицы и звери, которые водятся в соседнем лесу, домашние животные, населяющие крестьянский двор, многочисленные фигурки людей. В которых отражается жизнь деревни во всем ее многообразии. Лепили или вырезали мужика, плетущего лапти, играющего на гармони, разметающего снег у своего дома, везущего на мельницу хлеб; бабу, вынимающую из колодца воду, с вязанием в руках, девицу с прялкой, молодку с зеркалом, крестьянку с полотенцем в «бабьем» кокошнике и нарядном сарафане, ткачиху за краснами и другие образы окружающей жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).