2.2. Ракульская роспись
Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в том же Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Известно, что здесь жил мастер-живописец Дмитрий Федорович Витязев. Начиная с середины ХIХ века и заканчивая моментом затухания промысла в 1930-е годы, Ракульская роспись приобрела свои глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на росписи, которыми занимались в округе (Пермогорскую, Борецкую, Уфтюжскую), и в период своего расцвета нисколько не уступает по художественным достоинствам наиболее популярной росписи Пермогорья. Но популярностью она пользовалась в основном только в Черевковском районе.
В характере орнамента Ракульской росписи, особенно ранних произведений, датируемых серединой ХIХ века, имеются черты, которые позволяют говорить об их близости к миниатюрам поморских рукописей, выполненных на реке Выг.
В деревне Ульяновская росписью прялок и набирух (кузовков для ягод) занималась только одна семья Витязевых. Ремесло в этой семье передавалось из поколение в поколение. Тот факт, что никто в деревне и в округе, кроме семьи Витязевых, не занимался росписью, наводит на размышления. Не являлись ли Витязевы семьей старообрядцев, которая, скрываясь от гонений, в середине ХIХ века была вынуждена покинуть одно и переместиться в новое, более безопасное место, где вместо переписки и оформления книг занималась росписью бытовых вещей, сохранив в своем творчестве традиции древнерусского искусства?
В большинстве произведений Ракульской росписи главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и другие детали – усики, завитки, прожилки. В некоторых произведениях росписи по всему орнаменту рассыпаны белые полукружия.
Роспись ракульской прялки строится по четкой схеме. Фасадная сторона делится на три части. Нижняя часть – ножка и ее расширение, переходящее в лопасть, - заполнялась вертикальной веткой с крупными, симметрично расположенными листьями и черными усиками. Выше, на самой лопасти, в центре – квадрат, где в условной манере рисовалась птица, напоминающая сороку или курицу. Верхнюю, самую большую по размеру часть лопасти занимает ветка S-образной формы с крупными листьями, то сдвоенными, то собранными в трилистники. Роспись внутренней стороны прялки в своей нижней и средней части почти повторяет фасадную.
Покрывая росписью предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят радость, заставляют восхищаться талантом творцов и рассказывают о духовной красоте простого русского человека.
Превосходно расписанная набируха (лукошко) в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля.
Многие северные росписи носят графический характер, легче освоить приемы росписи, начиная работу сразу красками. В этом случае лучше постигается пластика живого мазка, а не просто раскрашивается уже нарисованное.
Рассмотрим это на примере Ракульской росписи. Узор ее состоит из фантастических крупных листьев, цветов и птиц, окаймленных черным контуром. Орнамент свободно располагается по форме предмета, как бы бежит. Движение подчеркивается большим количеством черных завитков, усиков, капелек. Они напоминают разлетающиеся в разные стороны живые брызги и подчеркивают движение отдельных деталей орнамента, плавный бег росписи в очень простом волнообразном орнаменте.
Основные цвета росписи - желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. А с солнцем в жизни крестьянина связано очень многое. Если лето теплое и солнечное, значит, и урожай хороший. Урожай хороший - значит, и в семье все сыты, и на ярмарку часть можно увезти, продать. А в сытой семье и взаимоотношения добрые и светлые.
Посмотришь на ракульский листочек - на него как бы лучик солнечный упал и заиграл желтым, золотистым цветом, а в тени - изумрудной зеленью и красно-коричневым. Белые барашки, как капельки росы, сверкают на листочке. Черная обводка делает контур четким, подчеркивает декоративность изделия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).