Изделия из дерева
Дерево было самым универсальным, доступным и любимым материалом северного крестьянина. Ни один другой материал не применялся для изготовления такого обилия бытовых вещей самого различного назначения. Деревня - деревянный мир, с дерева начинается, деревом строится, обогревается, дышит. Чтобы ни делали руки крестьянского мастера, игрушки ли для ребенка ,валек ли для стирки белья или ковш с фигурной рукоятью, всему придавали красоту, плавность линий, украшали затейливыми узорами на редкость глазу и сердцу. При обилии леса на Севере его всегда использовали очень рационально, с учетом свойства и качества древесины. Прекрасным строительным материалом, прочным, устойчивым к сырости была лиственница. Широко использовались как строительный и поделочный материал ель и сосна. Ценилась мастерами чистая, однородная древесина березы. Несмотря на сравнительную твердость, она хорошо обрабатывается, красива при полировании и морении.
Иногда на стволах и корнях березы образуется нарост, наплыв - кап. Он может достигать огромных размеров, до метра в поперечнике. Древесина капа прочная, извилистая, мелкослойная, вся в красивых «глазках». Заметив необычные технические и декоративные свойства капа ,люди стали делать из него ковши-«скобкари», чаши, различную точеную посуду.
Ковш-скобкарь в виде водоплавающей птицы был очень почитаем в доме ,часто он давался девушке в приданое. Величина ковша определялась его назначением. Большие скобкари служили для подачи на праздничный стол пива, браги. Наливать из такого ковша было неудобно, поэтому сбоку навешивались небольшие ковшички-наливники. Этими ковшичками с резной, ажурной рукоятью разливали пиво по деревянным и медным стаканам.
Из капа точила ставцы. Ставец, ставчик - это глубокая чаша с крышкой. В раскрытом виде ставец мог служить для двух, а то и для трех блюд. Такую компактную, удобную посуду часто использовали как дорожную, брали ее с собой и старообрядцы, потому что вера не позволяла им пользоваться посудой «мирских людей».
Кроме точеной, долбленой посуды северяне делали разнообразную бондарную утварь, в том числе бочки, кадки, ведра, подойники, жбаны, корыта, кружки, ушата и прочее.
Ценились осиновые кадушки. Было замечено, что капуста, заквашенная в осиновой кадочке, до весны сохраняет белизну и упругость. Порой хозяйки специально в кадушку с капустой свежее осиновое поленце подкладывали.
В жизни русского крестьянина роль бересты трудно переоценить. Прокладки из бересты делали крышу дома непротекаемой. Из бересты плели лапти. В деревне бытовало огромное количество шитой из плотной бересты утвари. До сих пор во многих деревенских домах сохранились старые берестяные изделия.
Пожалуй, самой распространенной берестяной посудой были разных размеров туеса. Стенки туесов двойные. На внутренней сплошной берестяной цилиндрик - «сколотень» одевалась внешняя оболочка - «рубашка». Крышка туеса так плотно входила в него, что туес можно было нести, держась за его плоскую ручку.
В 1890 году в Париже была открыта Всемирная выставка. В русском павильоне, пожалуй, самым неожиданным и удивительным явлением оказались изделия из резной бересты.
Эти красивые вещи делали крестьяне из Шемогодской волости близ Великого Устюга, поэтому и появилось название «шемогодская береста». Когда мастера-резчики брали в руки бересту, чтобы превратить ее в тончайшее кружево, перед ними были образцы, которым можно было подражать. Во-первых, это резьба по кости из Холмогор, во-вторых, узорное просечное железо Великого Устюга.
Шемогодские коробочки, табакерки, сигаретницы, блюдца, шкатулки расходились по всей России.
Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Хлеб и соль пользовались в крестьянском быту особым уважением и имели даже ритуальное значение в праздничных торжествах. Поэтому, очевидно солонице придавали традиционную форму плывущей птицы, украшали ее резьбой и росписью.
Ни один стол не обходился и без ложки. Столетиями на Руси купцы, бояре и крестьяне ели деревянными ложками. Они были легкими и не обжигали. Часто ложки были расписными. Ложки с Печоры расписывали узорами, взятыми со средневековых книжных заставок и буквиц, которые встречаются в старообрядческих рукописных и печатных книгах. Много ложек в качестве сувениров вырабатывалось в Соловецком монастрыре.
Удивительное явление поморская игрушка! Она не очень разнообразна: куклы-панки, птицы и кони.
«Панка» вырублена из куска дерева топором, с небольшой, вытянутой на затылке головкой и плоским, бесстрастным лицом. Происхождение этих фигурок, очевидно, связано с культом предков. Эти идолоподобные куклы, возможно, являются отголоском поклонения семейно-родовым божкам.
В начале XX века в Архангельске и его окрестностях появляются деревянные куклы в городских костюмах, очень конкретные и натуралистические по образу.
Мог мастер несколькими точными ударами топора вырубить и коня. Приземистые, на нерасчлененных ногах онежские кони украшались, как и куклы-«панки», рядами выжженых полос и кругов.
А мезенские кони все в движении, передние ноги словно выброшены в беге. Небольшую головку соединяет с грудью перемычка. Мезенские кони иногда окрашивались в синий, зеленый, красно-коричневый цвет. Кованым гвоздиком прикреплялся кожаный или кудельный хвостик.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).