logo
Народные ремесла

Приемы и средства композиции

Как уже указывалось, приемы композиции призваны сделать изделие более гармоничным и приятным для восприятия. Использование приемов композиции в большинстве случаев из­бирательно, так как зависит от материала, за­мысла, характера отделки и т.п.

Основным приемом композиции является контраст. Его применение наиболее просто и эф­фективно. Контраст представляет собой соеди­нений элементов, противоположных по своим характеристикам. Так, контрастирующие части могут быть выполнены разными цветами, напри­мер, белым и черным или любыми другими заметно различающимися цветами. Это основ­ное средство создания контраста в росписи. Дру­гим средством, о котором не следует забывать, является противопоставление расписанной и не расписанной частей изделия.

В рисунке контраст может проявляться в про­тивопоставлении форм с острыми и закруглен­ными углами, в противопоставлении детализи­рованных и недетализированных фрагментов и т.п. В частности, в последнем случае часть изделия можно выполнить в виде одного или не­скольких относительно крупных пятен, а дру­гую - в виде росписи с большим количеством деталей, элементов и т.д. Кроме того, контраст может достигаться посредством выполнения частей изделия из материалов разной фактуры.

Не следует забывать, что использовать кон­траст нужно сознательно, не полагаясь на то, что он автоматически сделает роспись красивой. Выбор интенсивности контраста осуществляет­ся на основании художественного чутья. При слишком сильной его степени изделие может оказаться вычурным, неестественным.

Близким к контрасту является другой при­ем, а именно — нюанс. Его отличие от контраста состоит в том, что между противопоставляемы­ми фактурами, типами росписи, цветами и т.д. нет четкого перехода. Переход в этом случае осуществляется постепенно, то есть плавно. В частности, можно предложить использовать по­степенное укрупнение деталей, плавный, как бы “размытый”, переход от одного цвета к друго­му и т.д.

Нюанс может представлять собой переход как между частями, которые при наличии четкой границы были бы контрастными, так и между частями, различающимися в незначительной степени. В последнем случае он принимает вид оттенка.

Не следует пренебрегать также созданием явно выраженного центра композиции. Создают его либо на основании цвета, либо на основании фактуры, либо при помощи любого другого про­тивопоставления, на основании которого созда­ют контраст или нюанс.

Центр композиции представляет собой эле­мент, вокруг которого сосредотачиваются и от­носительно которого организуются остальные элементы композиции. При этом они также могут иметь свои центры, однако они всегда имеют вспомогательный, подчиненный характер. Другими словами, такие центры всегда органи­зуются вокруг основного центра композиции.

Средством выделения центра может быть рос­пись на сплошном фоне или неокрашенном из­делии.

Необходимо сказать несколько слов о симмет­рии и той роли, которую она играет. Симметрия предполагает наличие композиционной оси, ко­торая делит изделие на две одинаковые по пло­щади половины.

Впрочем, количество осей симметрии может превышать одну ось. При наличии нечетного количества осей композиция стягивается к центру и приобретает цельность. В этом про­является связь симметрии с такой характери­стикой, как цельность. Если количество осей четное, то этого не происходит. В таком слу­чае композицию следует дополнять деталями, которые обеспечивали бы такую цельность. Основным приемом в данном случае являет­ся создание обрамления.

При этом совершенно не обязательно всегда четко обозначать ось симметрии при отделке из­делия. Чаще она легко угадывается. Более того, часто изделие выглядит даже лучше, если ось симметрии не обозначена четко, а лишь достра­ивается в сознании того, кто воспринимает пред­мет. В этом случае ощущение симметричности создается за счет зрительного равенства частей, на которые ось симметрии разделяет предмет. Иногда даже случается, что четко выделенная ось симметрии приводит к тому, что предмет распадается на две несвязанные части.

Большое количество осей симметрии создает ритм. При использовании ритма необходимо сле­дить, чтобы повторение осей не было слишком частым, так как в этом случае детали становят­ся слишком мелкими. Это негативно сказыва­ется на целостности предмета.

Ритм не всегда задается чередованием оди­наковых частей. Он может формироваться, на­пример, благодаря повторению одинаковых час­тей, размер которых равномерно уменьшается или увеличивается. Такой прием можно использовать в том случае, когда есть необходимость выделить центр композиции.

Симметрия тесно связана с масштабностью, так как именно от масштабности зависит час­тота ритма. На последнюю мало влияет размер изделия. Под масштабностью обычно понима­ют соотношение размера предмета с размерами человеческой фигуры, а также с особенностями восприятия. Понятно, что небольшой предмет всегда рассматривают вблизи, а предмет круп­ный - издали или, по крайней мере, с большего расстояния.

Для создания уравновешенности композиции можно использовать два приема.

Во-первых, это применение симметрии. В этом случае уравно­вешивают правую и левую часть или верх и низ.

Во-вторых, это использование асимметрии. Так, небольшой детализированный фрагмент можно уравновесить, окружив его большой од­нородной по цвету поверхностью, (не окрашен­ной или окрашенной в цвет). В этом случае не­обходимо стремиться к тому, чтобы общее впе­чатление от восприятия сводилось к ощущению статичности, устойчивости. При этом компози­ция может включать и элементы, зрительно вос­принимаемые как динамичные. Однако их ди­намичность должна быть как бы “обрамлена” статичными деталями.

Фигуры типа круга, эллипса и т.п. при их использовании в оформлении изделия придают ему неуравновешенность и динамичность. Для придания уравновешенности в оформлении луч­ше применять квадраты, прямоугольники, тра­пеции и другие подобные фигуры.

Для повышения выразительности иногда ис­пользуют подобие. Сущность этого приема зак­лючается в том, что вокруг одного элемента со­средотачиваются другие элементы идентичного вида, но меньшего размера.

Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.

Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с. - (С.312-316).