3. Художественные особенности ремесел
Каждый из последующих приёмов, описанных нами, имеет свои особенности строя композиции, колорита, фактуры и образного решения орнамента в целом. В орнаменте, например, с предельной полнотой раскрывается богатство национального своеобразия народного искусства. Сам по себе орнамент не существует, его назначение – украшать определённый предмет, повышать художественную ценность.
Орнамент (лат. украшение) – 1. узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов; 2. Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства; 3. Является стилистическим признаком принадлежности произведения к определенной эпохе, стране и т.п. (готика, барокко, модерн и др.). Служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.), оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п. Виды орнамента: 1. В зависимости от характера мотивов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; нередки сложные их комбинации; 2. По характеру композиции – ленточный, имеющий 7 разных видов симметрии (фриз, бордюр, кайма); в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый (может быть 17 принципиально разных типов сеток); 3. По использованию цвета - многоцветный (полихромный) и одноцветный - монохромный; 4. Относительно поверхности - выпуклый, рельефный, углубленный. Для создания орнамента используются различные материалы, инструменты и художественные техники. Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и материала вещи, которую он украшает. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность. Орнамент – один из основных способов украшения предметов. Если говорить о ткани, то он наносится с помощью росписи, набойки или образуется в процессе узорного ткачества.
Композиция (лат. составление, сочинение) – составление, соединение в различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Символы – геометрические формы, имеющие свою смысловую значимость.
Образы – свойственная искусству форма отражения действительности через форму конкретного, отдельного выражает результат познания существенного, общего. Это художественный замысел, идея, (от лат. составление, сочинение) – составление, соединение в различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Важнейшим средством орнаментальной композиции является ритм.
Ритм – это последовательное чередование соразмерных элементов узора. Ритм содействует ясности, чёткости и стройности художественной организации пространства определённого произведения, делает художественный образ более цельным и выразительным. Ритмическое построение орнамента достигается различными приёмами. К ним относится симметрия, динамика, свободное распределение орнамента по всей плоскости украшаемой вещи т.д.
Симметрия – зеркальное построение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Встречается и обратная симметрия, когда орнамент имеет зеркальный подбор одновременно по горизонтали и вертикали и вписывается в квадрат. В основном так строится орнамент геометрического характера или геометризованные растительные мотивы.
Эти статичные композиции органично вписываются в крой крестьянской одежды, оформляя подол, рукава и грудной вырез рубах, подол передника или сарафана и понёвы, край полотенца подзоров и столешников. В динамичной по решению композиции нарушается симметрия. Элементы узора располагаются по диагонали, в виде волнистого стебля и одежды, растительный узор чаще всего украшал народные головные уборы и платки. На головных уборах, особенно верхней их части, «донцах», растительный орнамент строился в виде одного пышного букета. В платках же, как правило, выделялась широкая кайма, по углам располагались букеты, а всё оставшееся пространство заполнялось отдельными мелкими веточками с ритмическим повтором в шахматном порядке. Реже встречается орнамент, заполняющий только половину платка с угла на угол широко раскинувшимися цветами и листьями или гроздьями ягод, букетом.
Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения, являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форм, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.
За многие века русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом.
Таким образом, в основе каждого ремесла лежат художественные традиции по колориту, композиционному построению орнаментов, семантическому значению знаков и символов. Наши предки относились к ним с уважением и боялись что-либо сильно изменять в узорах, техниках, тем самым сохранив до наших дней ту исторически традиционную основу ремесла. На сегодня многие узоры нами воспринимаются как просто устоявшийся красивый декор, в изменении которого нет необходимости, тем самым до сих пор и сохраняется то, что создали веками прошлые поколения. В связи с этим стоит основная задача подрастающего поколения – изучение, сохранение, развитие и распространение традиционных основ художественных ремесел и промыслов.
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).