Резьба по дереву.
Резьба бывает плоскорельефная (изображение находится в одной плоскости с фоном доски) и рельефной (изображение выступает над фоном). По приёму выполнения резьбу делят на геометрическую плоскорельефную с заоваленными контурами, плоскорельефную заоваленную с подушечным и подобранным фоном, рельефную с прорезью, контурную прорезную или сквозную, нитевидную, накладную, объемную или скульптурную. Для достижении яркой декоративности сочетают разные виды резьбы.
Плоскорельефная резьба. Относится к самым распространенным видам резьбы. Для нее характерен относительно глубокий рельеф. Эта резьба позволяет решать композиции с изображениями людей, животных, птиц и фантастических существ, растительным орнаментом. Для нее нужен большой набор стамесок и резаков разного профиля и сечения, до 50—60 штук. Материал применяется в зависимости от масштаба резьбы. Для крупной, в том числе архитектурной плоскорельефной резьбы используют мягкую древесину, для мелкой резьбы более вязкую. В плоскорельефной резьбе известны следующие разновидности: резьба с заоваленным контуром (выполняется на липе, ольхе, березе, осине, сосне, выбор древесины зависит от характера предмета), с подушечным фоном (плоскость фона приобретает мягкий рельеф — вид подушечек), с подборным фоном (резной рисунок расположен над поверхностью фона и благодаря своей рельефности дает большую игру светотени; резьба получается более рельефной, четко читается силуэт орнамента), рельефно-заоваленная резьба и ажурная резьба. Особенности ажурной резьбы: резьба по-сквозному получается, когда фон выбирают полностью; широко распространена в изготовлении резной мебели, кресел, перекидных скамеек, крестьянской утвари; пропилъная резьба — используется при украшении домов: подзоры, полотенца, очелья окон, карнизы, балясинки ограждений балконов и крылец; накладная - когда резные детали накладываются на гладкий фон. Орнамент ажурной резьбы — самый разнообразный, от простейших геометрических форм до растительного узора, изображений птиц и животных. Для ажурной резьбы бытовых предметов в небольших изделиях и в мебели используют древесину липы, березы, клена и других лиственных пород. Тис, самшит применяют в миниатюрной резьбе, например для вставок (длиной до 8—9 см) в более крупные вещи. В архитектурной резьбе используется сосна. Контррельефная резьба - особая разновидность плоскорельефной резьбы, для которой характерен обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. Эта особенность объясняется специфическим назначением контррельефной резьбы — она широко применяется в изготовлении всевозможных форм и печатей. В прошлом из дерева резали формы для сыра и творога, масла, киселей и караваев. Изготовление форм для пряников, или пряничных досок, стало своеобразной областью народного творчества.
Объемная (скульптурная) резьба принципиально отличается от всех видов резьбы. Само название говорит, что эта резьба связана с созданием объемных пластических форм, с созданием многомерных предметов, бытовой утвари и скульптуры. Их художественные особенности выявляются при рассматривании с разных сторон. В народном искусстве и художественном ремесле в данной технике выполнялись архитектурные детали крестьянского дома, всевозможная резная и долбленая утварь — и, конечно, деревянная, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка, так называемый щепной товар. К объемной скульптуре относятся богородские игрушки, так же работают в этой технике хотьковские резчики-ковшечники и горьковские резчики-ложкари. На русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, т. е. ложки с округлой формой черпачка, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.
Геометрическая резьба. Наиболее проста для освоения геометрическая резьба. Несмотря на то что она состоит из простейших геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные их сочетания, как и в народной резьбе, дают большое число разнообразных композиций. Простейшие приемы резьбы: резьба параллельных линий вдоль волокон, резьба параллельных линий поперек волокон, резьба шашечек, резьба сетки. Трехгранно-выемчатая резьба. Для нее типичен орнамент из геометрических форм, имеющих в своей основе опрокинутую в глубь материала треугольную, равнобедренную или удлиненную, коническую и квадратную пирамидки, стреловидные, полулунные углубления. Благодаря бесчисленному количеству сочетаний простых элементов орнамент трехгранно-выемчатой резьбы столь же бесконечно разнообразен. Он создает красивую фактуру поверхности со своеобразной игрой светотени. Рисунок трехгранно-выемчатой резьбы предварительно рассчитывают и выполняют на бумаге. Приемы резьбы: резьба треугольников, разновидность треугольников-кулички, резьба рисунка трехстороннего сияния со срезкой, резьба розеток с гранями лучей — сиянием. Скобчатая, или ногтевидная, резьба. Это разновидность геометрической резьбы. Она получила название от основного элемента — скобчатого углубления — ноготка, получающегося благодаря полукруглой стамеске. Существуют особенности выполнения ноготков вдоль слоя и поперек слоя; резьбы листиков.
Контурная резьба. Изображения, выполненные контурной резьбой, похожи на гравированный рисунок. Орнамент резьбы четок и суховат в отличие от мягкой игры светотени трехгранно-выемчатой резьбы. Вместе с тем применение разнообразных порезок — прямых, параллельных, штриховых, округлых — дает возможность разнообразить композиционные решения.
ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОРНЯ СОСНЫ
Из истории ремесла. Корень хвойных деревьев (сосны, ели) применяется в плетении с глубокой древности. Плетеные из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички – встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Еще не так давно из корня плели особой формы корзинки – полусферические. Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных корзинах-ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Невысокие овальные корзиночки с ажурными бортиками украшали празднично убранный стол. Но большая трудоемкость, сложность заготовки сырья, а главное изменение быта сельского населения и уход из него ставших ненужными современному человеку предметов – резко уменьшили потребность в плетеных из корня вещах. Ремесло плетения из корня было наиболее распространено в Красноборском, Устьянском, Вилегодском, Вельском, Лешуконском районах Архангельской области, но к 1980 году в области было известно всего три мастера, которые занимались этим ремеслом, ремесло оказалось на грани исчезновения. Но в настоящее время благодаря, в т.ч. и Детской школе народных ремесел г. Архангельска, уникальное ремесло плетения из корня возрождается. Изготовление изделий из корня трудоемко, многодельно, требует терпения, определенной физической силы.
Заготовка корня представляет известную трудность. Корень можно добывать в теплое время года до тех пор, пока не схватит морозами землю, прежде всего с вывороченных с корнем деревьев (выворотни), в этом случае необходимо слегка потянуть – и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Не следует собирать корни, лежащие на поверхности, так как они недостаточно гибки и плохо расщепляются на ленты. В некоторых случаях корень может достигать 10-15 метров. Максимальный диаметр корня, который следует собирать, не должен превышать 2,5 – 3 сантиметров. Собранный корень очищают от коры, сортируют по толщине, затем его сматывают в мотки диаметром от 20 до 30 сантиметров, и соединяют в большие связки, после чего его промывают в реке или пруду. Хранить корень следует в связках в сухом помещении. Таким образом, он сохраняется сколько угодно времени. После того как корень заготовлен, предстоит этап подготовки его к плетению: вымачивают его, корень становится гибким и эластичным; затем раскалывают на 3-4 и более частей. И обрабатывают под определенный размер. Обработанный корень выглядит как тонкая, плоская лента, называемая оплеткой, которая используется для приплетания основы. Нередко корень применяют в сочетании с лозой.
Виды и приемы плетения из корня (спиральное, кольцевое, плотное, редкое и.т.д.)
Раньше при выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. В настоящее время мастера применяют еще и способ кольцевого приплетания основы. В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например, с берестой. Корневушки, выполненные в технике спирального или кольцевого плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью, которые могут быть настолько высоки, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Для плетения необходимы определенные инструменты: шило и нож. В старину мастера вырезали шило из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).