Традиционная художественная обработка корня сосны
Из истории ремесла. Корень хвойных деревьев (сосны, ели) применяется в плетении с глубокой древности. Плетеные из корня изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички – встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Еще не так давно из корня плели особой формы корзинки – полусферические, с одной ручкой. Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных корзинах-ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Невысокие овальные корзиночки с ажурными бортиками украшали празднично убранный стол. Но большая трудоемкость, сложность заготовки сырья, а главное изменение быта сельского населения и уход из него ставших ненужными современному человеку предметов – резко уменьшили потребность в плетеных из корня вещах. Ремесло плетения из корня было наиболее распространено в Красноборском, Устьянском, Вилегодском, Вельском, Лешуконском районах Архангельской области, но к 1980 году в области было известно всего три мастера, которые занимались этим ремеслом, ремесло оказалось на грани исчезновения. Но в настоящее время благодаря, в т.ч. и Детской школе народных ремесел г. Архангельска, уникальное ремесло плетения из корня возрождается. Изготовление изделий из корня трудоемко, многодельно, требует терпения, определенной физической силы и конечно же знаний.
Заготовка корня представляет известную трудность. Корень можно добывать в теплое время года до тех пор, пока не схватит морозами землю, прежде всего с вывороченных с корнем деревьев (выворотни), в этом случае необходимо слегка потянуть – и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Не следует собирать корни, лежащие на поверхности, так как они недостаточно гибки и плохо расщепляются на ленты. В некоторых случаях корень может достигать 10-15 метров. Максимальный диаметр корня, который следует собирать, не должен превышать 2,5 – 3 сантиметров. Собранный корень очищают от коры, сортируют по толщине, затем его сматывают в мотки диаметром от 20 до 30 сантиметров, и соединяют в большие связки, после чего его промывают в реке или пруду. Хранить корень следует в связках в сухом помещении. Таким образом, он сохраняется сколько угодно времени. После того как корень заготовлен, предстоит этап подготовки его к плетению: вымачивают его, корень становится гибким и эластичным; затем раскалывают на 3-4 и более частей. И обрабатывают под определенный размер. Обработанный корень выглядит как тонкая, плоская лента, называемая оплеткой, которая используется для приплетания основы. Нередко корень применяют в сочетании с лозой.
Виды и приемы плетения из корня (спиральное, кольцевое, плотное, редкое и.т.д.)
Раньше при выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. В настоящее время мастера применяют еще и способ кольцевого приплетания основы. В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например, с берестой. Корневушки, выполненные в технике спирального или кольцевого плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью, которые могут быть настолько высоки, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Для плетения необходимы определенные инструменты: шило и нож. В старину мастера вырезали шило из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).