4.4. Кружевоплетение
Кружевоплетение как один из видов рукоделия был известен на Руси издавна. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей. Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом сцепной и парной техникой. Парную выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев — прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетают по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями-сцепами с помощью вязального крючка.
В XVI—XVII веках кружева плели в вотчине Строгановых в Сольвычегодске, в XVIII—XIX веках — во многих помещичьих усадьбах. Одна из так называемых «фабрик» была создана под Вологдой в 1820-х годах в имении помещицы Засецкой. В истории вологодского кружева 1840—1860-х годов особо упоминается имя кружевницы А. Ф. Брянцевой. Ей и ее дочери С. П. Брянцевой приписывают совершенствование техники плетения, приоритет в создании ставших модными штучных изделий (воротников, накидок, платьев и т. п.). С. Брянцева обучила кружевному делу более 800 женщин.
Уже в середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле сложилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных районах.
Промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине ХIХ века. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Поначалу кружевницы вспоминали и старались отразить в своих работах старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных.
Стало банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливыми рисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазии кружевниц. Но, представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразие кружевных узоров, вряд ли можно утверждать, что этот путь был единственным. Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самых различных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к их возникновению; «суковатка», «косорядка», «банты», «паучок», «денежка», «ключики», «фарфорики», «елочка», «роза», «железная дорога», «черепашка», «американская клетка», «устьянская терка» и многие другие. Большинство из них строится повторением или чередованием простых геометрических форм — ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачных сеток и решеток, Подобные орнаменты более характерны для мерного парного кружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительные узоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многих видов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодском кружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки - вилюшки мягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигуры сливались в едином линейном ритме.
Но, наряду с сохранением наследия, в 1930-е годы главной задачей вологодских кружевниц стало создание новых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшении кружевных изделий, сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметы новой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любую тему претворить орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного вида искусства.
У кружева есть одна особенность, отличающая его от вышивки. Вышивка была развита повсеместно, тогда как кружевное производство развивалось по отдельным районам. Это объясняется чисто экономическими причинами — наличием местного сырья и рынков сбыта. В самом деле, кружевоплетение вологодское, елецкое, вятское и других районов возникло и развилось там, где было развито льноводство и где имелись благоприятные условия для сбыта продукции — близость крупных населенных пунктов, водных путей и железных дорог. Наличие спроса и возможность быстрого сбыта всегда создавали необходимые предпосылки для массового производства изделий.
Почему плетеное нитяное украшение получило название «кружево»? Полагают, что название это имеет следующее происхождение: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением — «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «круживо».
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, относящейся к XIII веку. В 1252 году записано, что князь Даниил Галицкий при встрече с королем венгерским был одет в кожух «Оливера грецкого», который был обшит золотыми плоскими кружевами. Князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 году, перед погребением был увит «аксамитом с круживом».
Кружев, относящихся к XVI веку, не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они употреблялись для украшения кожухов и были сажены жемчугом.
В XVIII и начале XIX века появилось кружево нитяное и нитяное с шелком с прямыми или зубчатыми краями. С 1926 года вологодские кружева все в больших размерах начинают проникать на международный рынок. Иностранные фирмы предъявляли свои требования только на определенный ассортимент кружев или кружевных изделий. Так, фирмы Англии давали наказы на поставку комбинированных льняных с кружевами скатертей, салфеток, сухарниц, подстаканников, наподносников, покрывал. На изготовление этих изделий шло лучшее русское льняное полотно Красавинской или Калининской фабрик. Германия в свою очередь требовала тонкие мерные кружева, а швейцарские фирмы — кружевные штучные изделия, комплектами для сервировки стола — сухарницы, подстаканники, салфетки, дорожки. В отличие от фирм других стран, Швеция заказывала большие настольные скатерти и широкие кружева с кистями для гардин из толстой льняной нитки. Американские фирмы заказывали комбинированные с полотном комплекты для сервировки стола с небольшими оплатами и ручной широкой строчкой: дорожки, наподносники, сухарницы и подстаканники.
Итак, мы познакомились наиболее распространёнными видами обработки ткани.
Ярчайшим образцом декоративно-прикладного искусства, вобравшим в себя всё многообразие традиционных женских ремесел, их художественных, технических особенностей, является русский народный костюм, общую характеристику которому дадим в следующем пункте работы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).