История развития народных художественных промыслов
Различные изделия из глины, металла, дерева и других материалов изготовляли на территории нашей настоящей, в т.ч. и бывшей страны, ныне СНГ с незапамятных времен. Археологические раскопки говорят о возникновении, например, искусства керамики еще в эпоху неолита (на территории Узбекистана, Таджикистана).
Народные промыслы развивались на основе крестьянских домашних ремесел, промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство.
Сначала это были мелкие частные мастерские, сосредоточенные в одном районе и специализировавшиеся на производстве определенного вида изделий. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Однако широкого развития народные художественные промыслы получить не могли. Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков.
Впоследствии (во второй половине XIX в.) народные художественные промыслы попали в зависимость от крупного капиталистического производства, и, несмотря на обилие талантливых мастеров и богатые традиции, не выдерживали конкуренции с быстро развивающейся фабричной промышленностью и гибли. Русские земские организации и отдельные меценаты пытались поддержать “кустарные промыслы” (так назывались народные художественные промыслы в те времена), но не могли остановить их общего упадка.
Возможность широкого развития художественные промыслы получили после Великой Октябрьской социалистической революции.
С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов.
Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Стали проводиться регулярные выставки народного изобразительного искусства. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 г. Ремесленники-кустари были приравнены к творческим работникам других специальностей, что значительно улучшило их положение.
Интенсивное возрождение погибших промыслов началось в 20-х годах XX в. Первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач. Он призвал объединить разрозненные усилия и связать в мощную цепь организованного производства разбросанные центры художественных промыслов. Народные мастера были объединены в артели, мастерские и фабрики. Кроме того, к созданию художественных изделий привлекались талантливые самоучки, работающие самостоятельно, а также профессиональные художники.
На основе тщательного изучения традиций мастера возрожденных промыслов обогащали изделия новой тематикой.
Первыми на путь создания новых сюжетов стали мастера Палеха. Изменили тематику бывшие иконописные промыслы во Владимирской и Ивановской областях. Стали возрождаться забытые промыслы народов и народностей Дагестана, Карелии, Якутии, Чукотки, Бурятии, Тувы.
Художественная промышленность в СССР превратилась в одну из важных областей социалистической художественной культуры, задача которой состояла во внедрении искусства в повседневный быт.
Началась экспериментальная работа. На Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова, затем на Дулевском и Дмитровском заводах Московской области, на Фаянсовом заводе имени Калинина в Калининской области и других были организованы экспериментальные лаборатории. На многих предприятиях к созданию высококачественных изделий были привлечены художники.
С середины 30-х годов начинается развитие текстильной промышленности. Творческая работа художников-текстильщиков была направлена на возрождение лучших традиций художественного ткачества.
В это время создавались новые образцы посуды, скульптуры малых форм. С конца 30-х годов началась экспериментальная работа в стекольной промышленности.
В послевоенные годы развернулось производство художественных изделий из фарфора и стекла в Российской Федерации, республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.
С 1958 г. предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Такой принцип управления предприятиями народных художественных промыслов привел к быстрому развитию крупных предприятий ведущих отраслей промышленности. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи. В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые промыслы были совсем забыты.
Особенно интенсивно стали развиваться народные художественные промыслы в 60-е годы. В середине 60-х годов началась перестройка управления промышленностью и проведение хозяйственной реформы. После сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС вновь создаются министерства местной промышленности. Реорганизация помогла предприятиям народных художественных промыслов получить значительную материальную поддержку за счет централизованных фондов экономического стимулирования и государственных капиталовложений.
В послевоенные годы развернулось производство художественных изделий из фарфора и стекла в Российской Федерации, республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии….
Быстрыми темпами развиваются предприятия народных художественных промыслов Прибалтийских республик.
Восстановлено узорное ткачество в Винницкой (Украинская ССР), Гомельской (Белорусская ССР) областях, резьба и роспись по дереву в Полтавской области (Украинская ССР), изготовление узорных войлоков в Казахской, Киргизской, Туркменской союзных республиках. Во многих республиках возникли новые производства по выпуску художественной керамики, художественных строче-вышитых изделий, изделий из древесины, лозы, кости, камня, ковровых изделий и паласов и многих других.
Новый толчок дальнейшему развитию народных художественных промыслов дало постановление ЦК КПСС “О народных художественных промыслах”(февраль 1975 г.), которое подчеркнуло влияние народного декоративно-прикладного искусства на формирование художественных вкусов, обогащающего профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня. Были отмечены успехи, достигнутые в развитии народного декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем вскрыты недостатки, препятствующие дальнейшему его развитию.
ЦК КПСС поручил Госплану СССР, Государственному коми- тету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Государственному комитету цен Совета Министров СССР, ВЦСПС рассмотреть меры по повышению заинтересованности коллективов предприятий и отдельных работников, а также авторов произведений в выпуске высокохудожественных и уникальных произведений. Причем отмечалось, что на предприятиях народных художественных промыслов запрещается заменять ручной творческий труд машинным производством стандартных изделий…
Восстановлены ранее забытые и созданы новые художественные промыслы в ряде автономных республик, краев, областей. Повысилось качество и художественно-эстетический уровень выпускаемых изделий, расширился их ассортимент. Укреплена материально-техническая база предприятий, внедрена более прогрессивная технология изготовления художественной продукции. Усовершенствовалась работа мастеров и художников, творческих групп и экспериментальных лабораторий, улучшился их квалификационный состав. В центрах традиционных промыслов организованы школы художественного мастерства. Совет Министров своим постановлением обязал соответствующие министерства обеспечить восстановление и дальнейшее развитие народных художественных промыслов, особенно в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока. Были установлены задания на 1982—1985 гг. по увеличению выпуска, расширению ассортимента и повышению качества художественных изделий.
Постановление помогло улучшить материально-техническое обеспечение народных художественных промыслов, расширить применение надомного труда.
В одиннадцатой пятилетке было обеспечено дальнейшее развитие народных художественных промыслов. Расширены предприятия художественных промыслов: вологодское объединение “Снежинка”, Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, мстерская художественная фабрика “Пролетарское искусство”, семеновское производственное художественное объединение “Хохломская роспись”, производственное художественное объединение “Елецкие кружева”, Жостовская фабрика декоративной росписи, Кунгурский завод художественных изделий, Сысертский завод художественного фарфора, Пятигорская фабрика сувенирных изделий. Реконструированы некоторые предприятия: Лухская строчевышивальная фабрика (Ивановская обл.), производственное объединение “Гжель” (деревня Турыгино Московской обл.), Федоскинская фабрика миниатюрной лаковой живописи (Московская обл.), омская фабрика “Ковровые изделия”, комбинат “Уральский камнерез” (Пермская обл.), Скопйнская фабрика художественной керамики (Рязанская обл.).
Союз художников РСФСР активизировал работу с ведущими художниками и мастерами традиционных центров народных художественных промыслов. Произведения ведущих мастеров стали широко показывать на выставках и творческих смотрах.
Большое внимание в двенадцатой пятилетке уделяется совершенствованию организации производства (специализации и механизации вспомогательных процессов), улучшению качества художественной продукции, ее отделки, оформления, упаковки. В этом направлении сделано уже немало. Проведены работы по дальнейшему подъему и развитию творческой активности мастеров и художников для создания новых образцов художественных изделий. Созданы экспериментальные и творческие группы из наиболее талантливых и квалифицированных художников и мастеров: на заводе “Художественная керамика” (г. Опошня Полтавской обл., Украинской ССР), на Гусевском хрустальном заводе (г. Гусь-Хрустальный Владимирской обл.), в Ленинградском объединении по производству фарфоровых изделий имени М. В. Ломоносова и др.
В Российской Федерации открыт музей декоративно-прикладного искусства, где периодически мастера и художники представляют свое мастерство.
В настоящее время в нашей стране изготовлением изделий художественных промыслов занято более 500 государственных специализированных предприятий — это объединения, заводы, фабрики, а также творческие ателье, мастерские и отдельные мастера и художники на дому.
Большая часть предприятий, выпускающих изделия народных художественных промыслов, находится в ведении местной промышленности. Экономическому развитию народных художественных промыслов в системе местной промышленности помогает использование природных ресурсов, отходов производства, привлечение народных мастеров, а также сохранение художественных традиций.
В Украинской, Узбекской, Белорусской республиках при министерствах местной промышленности организованы управления художественных промыслов, осуществляющие централизованное планирование предприятий по выпуску художественной продукции, подготовку кадров, а некоторые — и фирменную торговлю.
В других республиках организация работы народных мастеров, восстановление забытых промыслов, подготовка кадров, снабжение и реализация художественной продукции осуществляются через систему республиканских хозрасчетных объединений министерства местной промышленности. Курс на создание объединений и специализированных предприятий взят такими республиками, как Украинская, Латвийская, Киргизская, Грузинская и др.
В некоторых республиках существует двойное подчинение предприятий народных художественных промыслов: местной промышленности и местным Советам. Это увеличивает заинтересованность местных органов в развитии народных художественных промыслов. (С.10)
- 1. Из истории традиционных ремесел
- 2. Классификация изделий художественных народных промыслов
- 3. Художественные особенности ремесел
- 4. Характеристика традиционных женских ремесел
- 4.1.Ткачество
- 4.2.Вышивка
- 4.3. Вязание
- 4.4. Кружевоплетение
- 5. Русский народный женский костюм
- 6. Традиционные северные женские ремёсла
- 7. Традиционный северный женский костюм
- 1. Общая характеристика северных росписей
- 2. Графические северные росписи
- 2.1. Мезенская роспись
- 2.2. Ракульская роспись
- 2.3. Борецкая роспись
- 2.4. Пермогорская роспись
- 2.5. Пучужская роспись
- 3. Живописные северные росписи
- 3.1. Шенкурская роспись
- 3.2. Уфтюжская роспись
- Художественные промыслы и ремесла
- Резьба и роспись по дереву
- Берестяной промысел
- Холмогорская резьба по кости
- Тканые и вязаные изделия
- Северные козули
- Из статьи
- Народная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Источники:
- Тряпичная кукла
- Источник:
- Деревянная игрушка
- Источники:
- Другие промыслы
- Народная роспись
- С кульптура Севера
- Источники:
- Холмогорская резьба по кости
- Традиционное северное цветное орнаментальное вязание
- Традиционная художественная обработка корня сосны
- История развития народных художественных промыслов
- Изделия народных художественных промыслов
- Резьба по дереву.
- Художественная обработка бересты
- Ненокса – земля поморов
- Северная народная игрушка
- Мифология северной народной игрушки
- Каргопольская глиняная игрушка
- Русская изба
- Предметный мир крестьянской избы
- Изделия из дерева
- Резные и расписные прялки
- Пермогорская прялка
- Изделия из глины
- Художественно-образный язык народного искуства
- Символы с изображением животных, птиц и растений …
- Знаковая система народного искусства (Север)
- Основы композиции
- Некоторые основные понятия Композиции
- Приемы и средства композиции
- Композиционные решения в росписи
- Культура – Искусство - Народное искусство
- Народное искусство как часть культУры
- Сущность основных понятий дисциплины - Глоссарий (определение понятий).