5.Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.
Образование Московского княжества, особенности его развития, связь с другими русскими землями. Возвышение Москвы после победы в Куликовской битве (1380 г.) Формирование художественного центра древней Руси в Москве. Возрождение традиций искусства домонгольского периода. Особенности московской торевтки (скань, чернь, басма, эмаль по резьбе на серебре, чеканка, литьё). Создание культовых изделий (оклады икон и книг). Влияние восточного искусства в развитии техник художественной обработки металла Особенности орнаментальной культуры. Новые художественные тенденции в московском искусстве начала ХV века. Мастерские митрополита Фотия. Появление нового художественного цента в Троице-Сергиевом монастыре. Творчество мастера Ивана Фомина и инока Амвросия. Расцвет московского искусства в середине ХV века Превращение Москвы в общекультурный центр русского государства в ХVI веке. Москва – третий Рим. Княжеские мастерские. Декоративные особенности искусства московской школы. Оружейная палата, организация серебряного дела, развитие черни, эмали, их особенности. Иностранные мастера. Роль мастеров – выходцев из региональных земель московского государства. Особенности московской эмали по скани, черни по золоту. Церковная утварь. Сложение орнаментальной культуры на основе растительных элементов – «травы». Роль и значение искусства московской Руси ХVI века в развитии русской культуры следующего столетия.
6 - Древнерусская керамика и развитие гончарства в Московском государстве
Эволюция формообразования изделий из глины от ручной лепки к ручному гончарному кругу. Появление горнового обжига при высокой температуре и ножной гончарный круг. Распространение цветного глазурного покрытия гончарных изделий в художественном ремесле Киевской Руси. Развитие новых технологий в гончарном деле ХVI века: чернолощеная и морёная керамика, терракота. «Ценинное дело»: роль белорусских мастеров в развитии искусства керамики Московского государства. Памятники изразцового убранства. Ведущие школы изразцового производства.
7. - Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье XIV–XVII вв. Лицевое шитьё: зарождение, техники, центры, школы, особенности развития. Лицевое шитье в Новгороде и Москве ХV века, «живописный стиль». Расцвет этого вида искусства в конце ХV века, царские мастерские Софьи Палеолог и Елены Волошанки. Расцвет лицевого шитья в ХVI веке. Мастерская Соломонии Сабуровой, её художественные особенности. Расширение диапазона художественных средств, приёмов шитья, изобразительной тематики. Царские мастерские Анастасии Романовны, Ирины Фёдоровны и Ксении Годуновых. Княжеские мастерские Ефросиньи Старицкой.
8. - Декоративно-прикладное искусство ХVII
Централизация Московского государства после Смутного времени. Кремлёвские мастерские как художественный центр русского декоративно-прикладного искусства ХVII века. Орнамент и его роль в сложении национального стиля. «Фряжские травы», «цироты», «цветочный стиль». Особенности художественного ремесла в Москве первой половины столетия. Влияние западноевропейского искусства маньеризма и барокко. Художественная обработка металла, ведущие техники (чеканка и эмаль). Памятники церковного искусства работы мастеров Золотой Серебряной палат, монументально-декоративные произведения. Стилистический характер искусства середины – второй половины ХVII века. Понятия «Московское барокко», «дивное узорочье». Характерные черты декоративно-прикладного искусства московской школы. Белорусские и украинские мастера, их влияние на московское художественное ремесло. Расцвет техник художественной обработки металла (чеканка, эмаль по скани, по литью, выемчатые эмали, искусство черни.)
Развитие местных художественных школ. Сльвычегодские расписные эмали, особенности технологии, специфика выразительных средств. Искусство холмогорской резьбы по кости. Производство серебряной утвари (ковши, братины чарки, корчики) в Москве. Развитие посудных форм под влиянием западноевропейской культуры.
Русский дом, эволюция теремного убранства: царские и боярские палаты. Великая роль дерева
в русской культуре. Предметы домашнего обихода. Ткани в интерьере, влияние восточного текстиля на развитие русского орнамента. Парадная и повседневная одежда. Роль традиционного костюма в формировании народного костюма ХVIII – ХIХ
9.- Керамика и стеклоделие.
Архитектурная и бытовая керамика, глиняная игрушка. Гончарная слобода в Москве.
«Красные» и «муравленые» изразцы, технология формования и художественной обработки.
Изразцовый декор в архитектуре, храмовом убранстве и жилом пространстве.
Пути развития стеклоделия в Московском государстве ХVII века. Приглашенные европейские
и украинские мастера, передача «черкасских» традиций» гутного производства и влияние
стекла «фасон де венис». Попытки организации стекольного дела вокруг Москвы и роль
первых заводов в дальнейшем развитии стекольного производства. Царский завод в
Измайлове и стиль русского стекла времён «московского барокко». Характер бытования
стеклянных изделий. Роль и значение первого этапа развития отечественного стекольного
производства в русской культуре последуюших столетий.
10.- Искусство шитья
Особенности развития искусства лицевого шитья в ХVII веке. Московские мастерские Е.Л.Стрешневой, А.И.Строгановой, царевны Софьи. Сложение стиля лицевого шитья под влиянием иконописи. Новые художественные приёмы («кованый шов») и связь с ювелирным искусством. Развитие орнаментальной культуры в московской школе лицевого шитья.
Обязательная литература
Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М.-Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1968
Коварская С., Костина И., Шакурова Е.-Русское серебро XIV – н. ХХ вв. М., 1984
Коварская С., Костина И., Шакурова Е.-Русское золото XIV – н. ХХ вв. М., 1987
Ефимова Л.-Русский народный костюм. М., 1989
Макарова Т.И.-Черневое дело Древней Руси. М., 1986
Макарова Т.И.-Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975--Русское изразцовое искусство. М., 1976
Маясова И.А.-Древнерусское шитье. М., 1971
Маслих С.А.-Русское изразцовое искусство. М., 1976
Николаева Г.В.-Прикладное искусство Московской Руси. М., 1975
Овсянников Ю.-Русское изразцовое искусство. М., 1976
Пронина Н.А.-Россия XVII в. Ансамбль русского дворцового интерьера // Художественные модели мироздания. М., 1997
Писарская Л., Платонова Н., Ульянова Б.-Русские эмали XI-XVII вв. М., 1974
Постникова-Лосева М.-Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. М., 1974
Постникова-Лосева М.-Русская золотая и серебряная скань. М., 1981
Постникова-Лосева М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л.-Русское черневое искусство. М., 1972
-Русская эмаль ХII – начала ХХ веков тз собрания Гос.Эрмитажа. Л.: 1987
-Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собр. ГИМ. М., 1994
-Русское золото ХIV – начала ХХ веков из фондов Гос. Музеев Московского Кремля. М.: 1987
Силкин А.В.-Строгановское лицевое шитьё. М.: 2002
Свирин А.Н.-Древнерусское шитье. М., 1963
Соснина Н., Шангина И.-Русский традиционный костюм. СПб., 1998
Дополнительная
литература
-Государственная оружейная палата Московского Кремля. М., 1998
Мнева Н.Е.-Искусство московской Руси XV-XVII вв. М., 1965
Мерцалова М.Н.-Поэзия народного костюма. М., 1975
Мерцалова М.-В интерьере классицизма. / Наше наследие. 1989, № :
-Русское искусство XVII в. Л., 1929
Свидерская М.Н.-Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиля. // Художественные модели мироздания. М., 1997
Селезнёва И.А. -Золотая и Серебряная палаты. Кремлёвские дворцовые мастерские ХVII века. М.: 2001
Якунина Л.И.-Русские набивные ткани ХVI – ХVII веков. М.: 1954.
11.-Декоративно-прикладное искусство эпохи барокко. Первая половина ХVIII века.
Значение коренных преобразований петровской эпохи в истории и культуре Русского
государства. Развитие европейских художественных стилей на русской почве. Роль
приглашённых мастеров в формировании искусства «петровского барокко» (голландские,
итальянские, английские, французские влияния). Роль декоративно-прикладного искусства в сложение светской культуры. Значение национальных традиций в процессе освоения
европейских художественных стилей. Закрытие Оружейной палаты, новые формы
профессиональной подготовки мастеров Зарождение мануфактурного производства, его
специфика (стеклянные, фаянсовые, шелковые, суконные и др. предприятия). Императорские Шпалерная и Гранильная фабрики, их роль в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства. Изготовление предметов роскоши. Новая архитектура и художественная организация петербургского дворцового интерьера петровской эпохи, создание ансамбля внутреннего пространства. Стиль шинуазри и развитие лакового дела. Резьба по кости и дереву (Холмогоры). Организация мебельного дела (охтинские мастера), английские и голландские влияния. Декоративная роль голландских изразцов в русском интерьере. Развитие интерьера барокко в период царствования Анны Иоанновны.
Особенности развития художественного ремесла, сохранение древнерусских традиций и
роль европейских новаций. Цех как новая форма организации золотого и серебряного дела,
пробирная палата. Появление миниатюры на эмали. Начало искусства художественной
обработки стали в бытовых предметов. Проявление западноевропейских тенденций в светском платье. Особенности развития декоративно-прикладного искусства эпохи русского барокко.
12. –Искусство стекла
Стекольные заводы под Санкт-Петербургом (Ямбургский и Жабинскский) – начало производство русского художественного стекла. Приглашенные мастера и обучение русских стеклоделов. Стекло эпохи Петра и кубки «большого орла» Создание Петербургского стекольного завода на Фонтанке, рождение национальных кадров в стекольном производстве. Русский кубок с гравированным декором – тип репрезентативного стекла эпохи барокко и рокайля, сложение школы русской гравировки по стеклу.
Организация частных стекольных мануфактур (Мальцовы и Немчиновы). Так назывемое народное стекло «зеленой материи». Поташный хрусталь (калиевое стекло). Опыты М.В.Ломоносова в производстве цветного стекла и смальты. Стеклянная мозаика. Значение деятельности великого учёного в дальнейшем развитии отечественного стеклоделия.
Зеркала и осветительные приборы времён имп. Елизаветы Петровны: типология видов, конструкция, материалы.
13 – Декоративно-прикладное искусство середины ХVIII века.
Художественная культура эпохи царствования Елизаветы Петровны. Особенности проявления стилей барокко и рококо в русском искусстве сер. ХVIII века. Творчество архитекторов В.В.Растрелли и А.Ринальди в создании ансамбля дворцовых интерьеров. Декоративные приёмы оформления внутреннего пространства и колористические решения. Мебель середины ХVIII века, характер французских влияний, работы охтинских мастеров. Моды в стиле рокайль: развитие костюма. Художественная обработка металла. Парадные сервизы. Ювелирное искусство, применение цветного камня. Придворные мастера. Основание фарфорового производства в Санкт-Петербурге. Творчество Д.И.Виноградова. Первые дворцовые сервиз.
14. – Декоративно-прикладное искусство русского классицизма.
Стиль классицизм и русское искусство эпохи Екатерины II. Роль Российской Академии художеств в подготовке профессиональных кадров в сфере архитектуры и декоративно-прикладных искусств. Новые принципы организации дворцового интерьера, декоративные материалы, художественные приёмы, колористические решения. Характер ансамбля в стиле классицизм.
Русская мебель петербургских мастерских. Новые формы, материалы, художественные приёмы (набор, фанеровка, красное дерево). Роль творчества Д.Рентгена в развитии русской мебельной школы. Развитие стиля «жакоб» Мастерская Г.Гамбса. Русские мебельщики. Московская школа (мастерская П.Споля). Творчество мастеров русской усадьбы. Национальная интерпретация английских и французских художественных идей в русском мебельном деле.
Художественная обработка металла, ювелирное искусство и ведущие мастера. Традиционные техники декорирования серебра в новом прочтении. Развитие северных художественных центров. Фабрика черневых и финифтяных изделий в Великом Устюге. Русская бронза. Творчество П.Ажи. Русский поделочный камень, развитие техник художественной обработки («русская мозаика»). Произведения Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванского завода. Вазы по проектам ведущих архиткеторов. Роль цветного камня в художественном решении интерьеров классицизма.
15. – Русское художественное стекло.
Петербургский центр стеклоделия, его стилеобразующая роль в развитии отечественного
художественного стекла. Изменение стилевых тенденций в формообразовании и
декорировании стеклянных изделий. Организация Назьинского завода и стекольное
производство кн. Потёмкина. Создание Императорского стеклянного завода. «Цветная
материя», как феномен отечественного стеклоделия. Новые формы декоративного и столового
стекла. Расцвет живописного декора на цветном и бесцветном стекле. Особенности
орнаментальной структуры. Первые стеклянные сервизы. Завод А.Бахметева и развитие
провинциальной школы живописи на стекле. Роль стекла в интерьере классицизма. Типология
осветительных приборов екатерининской эпохи: конструкция и материал (бронза. хрусталь,
цветное стекло).
16. - Искусство фарфора
«Золотой век» Екатерины II и фарфор императорского завода (ИФЗ – 1765г) Специфика влияния саксонского, затем французского фарфора на формы и роспись императорских изделий. Особенности интерпретации орнаментальной структуры в стиле Людовика ХVI. Деятельность выпускников Академии художеств и западноевропейских мастеров на ИФЗ. Проявление национальных черт в эстетике русского фарфора. Технология изготовления и декорирования. Живописные и графические источники сюжетной росписи фарфора. Декоративные вазы в интерьере классицизма. Дворцовые сервизы, их роль в организации парадного стола. Изделия для «вседневного обихода». Деятельность Ж.-Д. Рашетта и бисквитная пластика. Скульптурные аллегорические композиции – настольные украшения - как идеологический акцент в ансамбле парадных сервизов. Развитие мелкой фарфоровой пластики и серии фигур «Народы России» и «Торговцы и ремесленники». Расцвет деятельности ИСЗ в последние десятилетия ХVIII века. «Античная строгость» Павловского фарфора. Типология форм и декора, характер бытования. Императорский фарфоровый завод - ведущее предприятие в сфере отечественной художественной промышленности.
Первое частное фарфоровое производство – завод купца Ф.Гарднера в Вербилках. Орденские сервизы. Фарфоровая пластика.
Обязательная литература.
Ашарина Н.А.-Русское стекло. М.: Галарт, 19998, 255 с., ил.
Ашарина Н.А., Дулькина Т.И.-Русская керамика и стекло. М., 1978
Бартенев И.А., Батажкова В.Н.-Русский интерьер XVIII-XIX в. Л., 1977
Бернякович З А -Русское художественное серебро ХVII – начала ХХ вв. в собрании Гос. Эрмитажа. Л.: 1977
Бубнова З.А.-Старинный русский фаянс. М., 1973
Виппер Б.Р.-Архитектура русского барокко. М., 1978
Воронов Н.В., Дубова М.М.-Невский хрусталь. Л., 1984.
Евангулова О.С.-Светский интерьер Москвы к. XVII – н. XVIII в. // Русский город вып. 4. М., 1981
Долгих Е.В.-Русское художественное стекло XVII – н. XVIII в. М., 1985
Демиденко Ю.-Интерьер в России Традиции. Мода.. Стиль. СПб.: 2000
Ефимова Е.М.-Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: 1961
Калязина Н.В., Дорофеева Л.П., Михайлов Г.В.-Дворец Меншикова. Художественная культура эпохи. М..: 1986
Калязина Н.В., Комелова Г.И., -Русское искусство петровской эпохи. Л.:1986
Кирсанова Р.М.-Костюм в русской художественной культуре (опыт энциклопедии) М., 1995
Коваленская Н.А.-История русского искусства XVIII в. М.-Л,. 1940, М., 1962
Коварская С.Я., Костина И.Д.-Русские ювелирные украшения ХVIII – начала ХХ веков. М.: 1988
Коршунова Т.Г.-Костюм в России XVIII – н. ХХ в. из собрания ГЭ. М., 1979
Коршунова.Т.Т. -Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л.: 1975
Кучумов А.М.-Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.:1981
Лансере А.К.-Русский фарфор. Л., 1968
Лотман Ю.М.-Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – н. XIX в. СПб., 1994
Никифорова Л.Р.-Русский фарфор в Эрмитаже. Л., 1973
Попов В.А.-Русский фарфор. Частные заводы. М., 1980
Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог выставки. ГТГ, ч. 1 – 2. М.: 1995.
Салтыков А.Б.-Русская керамика. .М.: 1960-Русское искусство барокко. М., 1977
Салтыков А.Б.-Майолика Гжели. М., 1956
Соболев Н.Н.-Стили в мебели. М., 1966, М., 1996
Соколова Т.М., Орлова К.А.-Русская мебель. Л., 1973
Соловьев К.Н.-Русская осветительная арматура XVIII-XX вв. М., 1950
Суханова И.М.-Художественное стеклоделие XVII – XVIII вв. В кн. Русское декоративное искусство т.2 М., 1965 с.575-593
Черный Н.В.-Фарфор Вербилок. М., 1969
Шелковников Б.А.-Русское художественное стекло. Л., 1969
Дополнительная литература
Давыдова С.А.-Очерки кружевной промышленности России. СПб., 1913
Ефимова Л.В., Белгородская Р.М.-Русская вышивка и кружево. ГИМ. М.: 1985
Земцов С.-Русский интерьер 1-й пол. ХVIII века/Декоративное искусство СССР, 1965, № 5
Русский интерьер сер. ХVIII в./ Декоративное искусство СССР, 1965, № 3
Калязина Н.В.-Интерьер 1-й четв. ХVIII в. Л. 1971
Калязина Н.В., Дорофеева Л.-Уникальный памятник Петровского времени. / Декоративное искусство СССР, 1983, № 1
Комелова Г.Н.-Русская миниатюра на эмали ХVII – начала ХIХ века. СПб.:1995
Ланциманис И.-Рундальский дворец. / Декоративное искусство СССР, 1987, № 10
Мартынова М.В.-Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве ХII – ХVIII веков. 1973
Моисеенко Е.Ю.-Русская вышивка ХVII – начала ХХ века. Из собр. Гос .Эрмитажа. Л.: 1978
Павловский Б.В.-Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М.:1975
Пронина И.А. Декоративно-прикладное искусство в Академии художеств .М.: 1998.
Русское искусство эпохи барокко XVII – 1-й пол. XVIII в. Каталог выставки. Л., 1984
Русское искусство барокко. М., 1977
Фалеева В.А.-Русское плетёное кружево М.: 1983.
Фомин Ю.В.-Русское наборное дерево ХVIII века (мебель, панно, паркет). М.: 1989
Эмме Б.Н.-Русский художественный фарфор. Л.-М.: 1950
Художественный фарфор (каталог) Л., 1938
Уханова И.Н. -Резьба по кости в России ХVIII – ХIХ вв. М.: 1981
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.
Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в.
Художественное ремесло Среднерусских земель ХI – ХIII веков.
Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв.
Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.
Древнерусская керамика и развитие гончарства в Московском государстве
Декоративно-прикладное искусство ХVII
Керамика и стеклоделие ХVII в.
Искусство шитья ХVII в.
Декоративно-прикладное искусство эпохи барокко. Первая половина ХVIII века.
Искусство стекла ХVIII в.
Декоративно-прикладное искусство середины ХVIII века.
Русское художественное стекло середины – 2-й пол. ХVIII века .
Искусство фарфора ХVIII века.
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035400 – История искусств
- Примерный учебный план подготовки бакалавра по направлению 035400 - История искусств
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 3. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Искусство первобытного общества
- Раздел II. Искусство Древнего Египта
- Раздел III. Искусство Древнего Двуречья
- Раздел IV. Искусство на территориях, соседних с Двуречьем: Передняя Азия, Закавказье, Иран.
- Раздел V. Искусство Эгейского мира
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Культура «гомеровской Греции». Искусство геометрического стиля.
- Раздел II. Искусство эпохи архаики (конец VIII-VI вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство классического периода (V-IV вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство эпохи эллинизма (последняя четверть IV- I в. До н. Э.).
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Искусство Древнего Рима.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1: искусство раннего средневеквовья
- 1.1.Искусство Рима VI-IX веков
- 1.2. Искусство варварских народов
- Раздел 2. Каролинское и оттоновское искусство. Формирование романского искусства.
- 2.2.Формирование романского искусства
- Раздел 3. Романское искусство
- 3.1 Архитектура
- 3.2.Романская скульптура
- 3.3.Романская монументальная живопись и книжная миниатюра
- Раздел 4. Искусство готики
- 4.1. Готическая архитектура.
- 4.2. Готическая скульптура.
- Раздел 5. Искусство Поздней готики
- 1. Архитектура.
- 2. Скульптура.
- 3. Живопись.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Позднеантичное и раннехристианское искусство.
- Раздел II. Искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества.
- Раздел III. Искусство средневизантийского периода.
- Раздел IV. Искусство 13 в. И поздневизантийского периода.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- Общекультурные компетенции
- Профессиональные компетенции
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.1 Искусство Италии XIII-XIV вв.
- Раздел 1.2 Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Раздел 1.3 Искусство Арс Нова
- Раздел 2.1 Искусство зрелого и позднего Возрождения в Италии.
- Раздел 2.2 Искусство Северного Возрождения.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Декоративно-прикладное искусство
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 1.Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.
- 2. Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в.
- 3.Художественное ремесло Среднерусских земель хi – хiii веков.
- 4.Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв.
- 5.Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение: общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии
- Раздел 2. История науки как история ее методов (пути сложения современного искусствознания)
- 2.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века)
- 1.2. Эпоха Возрождения и Вазари
- 1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания
- 1.4 Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)
- 1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории
- 1.6 Культурно-историческая школа в истории искусства и начало самостоятельной науки об искусстве
- Раздел 2. «археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)
- Раздел 3 анализ формы (морфология искусства)
- 3.1 Формально-стилистический метод
- 3.2 Венская школа искусствознания
- 3.3 Традиции французского, англо-американского и отечественного формализма
- 3.4 Структурный анализ в искусствознании
- Раздел 4 семантический подход
- 4.1 Иконография
- 4.2 Иконология
- 4.3 Семиотика в искусствознании
- Раздел 5 художественная критика: ее подходы и литературные формы (жанр эссеизма)
- Раздел 6 междисциплинарные тенденции
- 6.1 Психологические и социологические подходы к искусству
- 6.2 Религиозные подходы
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел 8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 15
- Раздел 16
- Раздел 17
- Раздел 18
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 История искусства
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Русская критика XVIII столетия.
- Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века.
- Раздел 3. Русская критика второй половины XIX века.
- Раздел 4. Русская критика рубежа XIX-XX веков.
- Раздел 5. Русская художественная критика XX в.
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I.
- Раздел II
- Раздел III Собирательство в России.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Рисунок
- Раздел 2. Печатная графика
- Раздел 3. Книжный дизайн
- Раздел 4. Виды техник прикладного искусства
- Раздел 5.Техника монументальной живописи
- Раздел 6. Техника станковой живописи
- Раздел 7. Техника создания скульптуры
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Истоки реставрации
- Раздел 3. Организационные основы охраны и реставрации памятников в России в XIX в.
- Раздел 4. Функции реставрации
- Раздел 5. Структура научной реставрации
- Раздел 6.
- Раздел 7. Описание практики
- Раздел 8. Характеристика консервационных операций
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Теоретические проблемы эстетики.
- Раздел 2. История эстетической мысли.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Разработчики и эксперты проекта пооп