logo
примерная образовательная программа

4.2 Иконология

Происхождение термина «иконология» (трактат Чезаро Рипы и его последующая рецепция.). А. Варбург: лекция о «Змеином ритуале» в истории иконологии. Проект «Атласа Мнемозины». Варбургский кружок, Библиотека Варбурга и Институт Варбурга и Курто. Фр. Заксль и его «Наследие образов…». Э. Панофский: основные тексты и идеи («Об отношении истории искусства к теории искусства», «Идея», «Перспектива как символическая форма», «Геркулес на распутье»). Основные постулаты иконологии в понимании Панофского («К проблеме описания и толкования произведений изобразительного искусства», «Исследования по иконологии», 1939). Англоязычные и поздние работы «(«Готика и схоластика», «Ранненидерландская живопись. Ее истоки и характер» «Ящик Пандоры. Переходные аспекты мифических символов», «Надгробная скульптура», «Сатурн и Меланхолия»). Э. Винд («Эксперимент и метафизика», «Языческие мистерии в эпоху Возрождения», «Искусство и анархия», «Религиозный символизм у Микеланджело: Сикстинская капелла»). Г. И. Хоогеверф («Иконология и ее значение для систематического изучения христианского искусства»). Э. Гомбрих («Истории искусства», «Искусство и иллюзия», «Размышления о скакалочке», «Норма и форма», «Аби Варбург. Интеллектуальная биография», «Символические образы», «Наследие Апеллеса», «Чувство порядка», «Идеи и идолы», «Узусы и образы. Очерки социальной функции искусства и визуальной коммуникации»). Иконология в истолковании Я. Бялостоцкого («Пять веков мысли об искусстве», «Теория и творчество», «Искусство и гуманистическая мысль», «Стиль и иконография»). Тема смерти как пограничный иконологический сюжет («От героической гробницы к крестьянским похоронам. Мотивы смерти в искусстве 18-19 веков» и посмертная книга «Гендер смерти»). Р. Виттковер («Архитектурные принципы в эпоху гуманизма», «Аллегория и миграция символов»). «Иконология архитектуры» Г. Бандманна. Иконология в понимании Х. Зедльмайра (иконология как система образных символически значимых отношений). В. Хофманн: иконологический метод применительно к постклассическому искусству XIX-XX вв. («Земной рай», «Основы современного искусства», «Раздвоенный век»). Герменевтика П. Рикёра и история искусства. Критика иконологии как редукционистского метода: О. Пэхт, Э. Гомбрих, Дж. Кублер. К. Бадт и Л. Диттманн как критики искусствоведческой иконологии. Проект «иконики» М. Имдала («Фрески Капеллы дель’Арена Джотто: иконография, иконология, иконика»).