logo
примерная образовательная программа

3.2 Венская школа искусствознания

Ранние представители: Р. Эйтельберг фон Эдельберг и М. Таузинг. Фр. Викгоф: «Венская книга Бытия». А. Ригль («Вопросы стиля…», «Позднеримская художественная индустрия…», «Голландский групповой портрет»). «Основные понятия» теории и метода Ригля (чередование «гаптической» формы и «оптической» как исток стилистического развития). «Историческая грамматика изобразительных искусств». М. Дворжак: «история искусства как история духа» («Идеализм и натурализм в готическом искусстве», «История искусства как история духа. Исследования развития западного искусства»). Проблемы дворжаковского метода. Место и значение Ю. фон Шлоссера «Стилистическая» и «языковая» истории изобразительных искусств». Й. Стжиговский: дискуссия с Викгофом и Риглем. Сущность проблемы «Orient oder Rom?» «Антиклассицизм» Стжиговского как поиск альтернативного формального языка («Кризис наук о духе». Школа и традиция Стжиговского. Х. Титце как представитель источниковедческой методологии раннего венского искусствознания («Методы истории искусства», «Живое искусствознание. Кризис искусства и истории искусства»). Д. Фрай и его «Готика и Ренессанс как основания современного мировоззрения». «Основные проблемы искусствознания. Пролегомены философии искусства», «Основания философии искусства». Традиция венского искусствознания после II Мировой войны (Фр. Новотны, О. Бенеш, К.-М.Свобода). М. Шапиро и основной круг интересов.