logo
примерная образовательная программа

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- Подготовка к коллоквиумам, а также к докладам и их обсуждениям на семинарах, научно-исследовательская работа учащегося, сбор и классификация материала в библиотеках, музеях, архивах, составление презентаций;

-обсуждение тематики, структуры, исследовательского подхода и оформления курсовых работ.

- работа на семинарских занятиях, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену.

По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».

В результате написания курсовой работы, учащийся получает за нее оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины: «Русское искусство XVIII века» // Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009.

Содержание разделов дисциплины

1. Введение. Основные тенденции историографии и периодизация русского искусства XVIII века.

2. Искусство первой четверти XVIII века.

- Архитектура Москвы

- Архитектура Санкт-Петербурга. Новый тип русского города.

-Скульптура петровского времени.

-Живопись конца XVII – начала XVIII века. Русские и иностранные мастера.

-Гравюра петровской эпохи.

3. Искусство середины XVIII века. 1730-е гг.

-Архитектурный процесс в Петербурге и Москве.

-Монументально-декоративная живопись и скульптура.

4. «Елизаветинское» барокко. 1740-е–1750-е гг.

-Ф.-Б. Растрелли и архитектура Петербурга середины XVIII века.

- Барокко в Москве и деятельность Д.В. Ухтомского.

- Монументальная и театрально-декорационная живопись.

- Искусство портрета в середине XVIII века. И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов.

-Работа иностранных портретистов в России («россика»).

-Гравюра середины XVIII века. Коронационные альбомы и «проспекты» Петербурга и Москвы.

4. Искусство рококо в России. Конец 1750-х – начало 1760-х гг.

-Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и Москвы. Творчество А. Ринальди, С. Торелли, П. Ротари.

5. Искусство второй половины XVIII века. Архитектура эпохи классицизма.

- Архитектура раннего классицизма в Петербурге. Ж.-Б. Вален Деламот и др.

- Московская школа эпохи классицизма. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

-Архитектура этапа зрелого классицизма. И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н.А. Львов.

-Художественная культура русской усадьбы.

6. Академия художеств и скульптура эпохи классицизма.

-Скульптурный класс Академии художеств. Н. Жилле.

-Памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе.

-Ф.И. Шубин и скульптурный портрет.

-Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос. Искусство надгробия.

- М.И. Козловский, И.П. Прокофьев и мифологическая тема в русской пластике.

- Ф.Ф. Щедрин и монументальная скульптура Петербурга.

7. Живопись и графика1760–1790-х гг.

- Академия художеств и историческая живопись. А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов и др.

-Расцвет русского портрета. Творчество Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого.

-В.Л. Боровиковский и портрет эпохи сентиментализма.

-Русский провинциальный портрет.

-Творчество иностранных портретистов. А. Рослен, Ж.-Л. Вуаль, И.-Б. Лампи и др.

-Бытовой жанр в русском изобразительном искусстве. М. Шибанов и И.А. Ерменев.

-Русская пейзажная живопись. Перспектива и ландшафт.

-Рисунок и гравюра последней трети XVIII века.

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы русского искусства XVIII – начала XX вв":

Темы по искусству XVIII века

  1. Преображенская серия портретов и культура маскарада в петровское время.

  2. Центрические храмы первой четверти XVIII века.

  3. Московский приходской храм середины XVIII века как архитектурно-художественный ансамбль (церкви Николы в Звонарях, Св. Екатерины на Б. Ордынке и др. - на выбор).

  4. Подъездной дворец в Москве и Петербурге

  5. Художественная культура провинциальных городов второй половины XVIII - начала XIX в. (Тверь, Кострома, Ярославль, Рыбинск и др.)

  6. Русско-украинские, -польские, -голландские, -немецкие, -французские, -английские и др. связи (на любом материале).

  7. Французские художники и "шуваловская" Академия.

  8. Русские пенсионеры за границей.

  9. Празднование викторий и коронаций (в любой период: Празднование Полтавской победы, Ништадского мира, "Торжествующая Минерва" и др.)

  10. Научный рисунок и гравюра в XVIII веке.

  11. Архитектура в пространстве театра (Валериани, Баженов, Гонзага).

  12. Иконография малых архитектурных форм в усадьбе.

  13. Искусство и литературный сюжет (Историческая живопись, жанр).

  14. Образ деревни в культуре сентиментализма.

  15. Метод работы русского художника (рисунок-эскиз-картина у Лосенко, гипс-мрамор-бронза у Шубина, терракота-мрамор-бронза у Козловского и т.д.)

  16. Художественные династии (Аргуновы, Колокольниковы, Березины и др.)

  17. Проблема крепостного творчества. Состояние вопроса.

  18. «Медный всадник» в русской публицистике и литературе.

  19. Монументальный рельеф в России XVIII в.

  20. Эволюция городского вида в гравюре XVIII в. – начала XIX века

  21. Коронационный альбом XVIII века как ансамбль.

  22. Русский рисунок XVIII века. Состояние вопроса.

  23. Рисунки архитектора эпохи классицизма. Львов и Кваренги.

  24. Галантный лубок.

  25. Купеческий портрет конца XVIII - начала XIX века.

  26. Парадный портрет конца XVIII - начала XIX века.

  27. Взаимоотношение живописного и гравированного портрета.

  28. Модель и ее иконография (на выбор: Петр I, Екатерина II, И.И. Шувалов и др.)

  29. Аксессуар в русском портрете XVIII века.

  30. Скульптура в парке.

  31. Ансамбль фарфорового сервиза (Арабесковый, Яхтинский и др., на выбор).

  32. Сюжеты росписей русского фарфора.

  33. Молочное стекло конца XVIII - начала XIX века.

  34. Усадьба и ее владелец (Ляличи Завадовского, Люблино Дурасова, Михалково Паниных и др. – на выбор)

  35. Архитектура богоугодных заведений XVIII – начала XIX в.

  36. Ротондальная форма в архитектуре эпохи классицизма.

  37. Церковь Мартина Исповедника Р.Р. Казакова.

  38. Гостиный двор в архитектуре XVIII – XIX вв.

  39. Архитектура губернских и уездных городов екатерининского времени (город по выбору)

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

  1. Основные типы общественных построек XVIII века и особенности их планировки.

  2. Культовые постройки эпохи барокко в России.

  3. Ордер в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга начала XVIII в.

  4. Проблема стиля в архитектуре Петровского времени.

  5. Типология и стилистика произведений иностранных художников в становлении в России.

  6. Живопись в России конца 1720-х - 1730-х гг. (жанровая структура, типология, стиль).

  7. Жанровая структура в гравюре Петровского времени.

  8. Планировка и структура регулярного парка в России XVIII в.

  9. Дворцы Ф. Б. Растрелли.

  10. Эволюция триумфальной арки в русской архитектуре первой половины XVIII в.

  11. Пространственные построения в русской гравюре середины XVIII в.

  12. Монументально-декоративная живопись в русском интерьере барокко.

  13. Русский портрет середины XVIII в. (типология и вопросы атрибуции).

  14. Эволюция парадного портрета в русском искусстве XVIII в.

  15. Предпосылки возникновения камерного портрета в России и его роль в отечественном искусстве XVIII в.

  16. Иностранные живописцы в контексте русского искусства середины XVIII в.

  17. Рококо в русском интерьере.

  18. Градостроительные идеи эпохи Просвещения и их реализация.

  19. Псевдоготика в Москве и Петербурге: общее и специфическое.

  20. Городской жилой дом эпохи классицизма в Петербурге и Москве.

  21. Эволюция ордерной системы в России: от барокко к классицизму.

  22. Типология церковных построек в петербургской архитектуре второй половины XVIII в.

  23. Палладианство в русской архитектуре. Национальные особенности.

  24. Синтез искусств в русской усадьбе второй половины XVIII в.

  25. Периодизация и особенности творчества Ф.И. Шубина.

  26. Типология русского надгробия второй половины XVIII в.

  27. Роль античного наследия в русской скульптуре эпохи классицизма.

  28. Композиция русской исторической картины XVIII в.

  29. Бытовые мотивы в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII в.

  30. Русский живописный портрет второй половины XVIII в. (Ведущие мастера, мастера второго ряда, художественный примитив, иностранцы)

  31. Рисунок и акварель в системе изобразительных искусств в России XVIII в.

  32. Миниатюра и портрет “в натуру” в русском искусстве XVIII в.

Задания для текущего контроля

  1. Нарисовать (по памяти, эскизно) план определенного архитектурного памятника или ряда сооружений и дать соответствующий комментарий (см. предыдущий список)

  2. Определить по иллюстрации региональную архитектурную школу и дать объяснение.

  3. Определить по данной иллюстрации автора и время создания произведения архитектуры, изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

  4. Выстроить предложенный изобразительный ряд по хронологии и дать комментарий в связи со стилевым развитием русского искусства

  5. Дать периодизацию творчества известного мастера (по выбору преподавателя) в связи с закономерностями русского художественного процесса XVIII в.