7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Общие труды и справочники:
История русского искусства. Том 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2008.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X–XVII веков. М., 2007.
Православная энциклопедия. Т. 1-24. М., 2000–2010.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. Изд. 2. М., 2009.
Монографии:
Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.
Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008.
Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980.
Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
Вздорнов Г.И. История реставрации и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. I–II. М., 1961–1962.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII веков. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. M., 1993.
Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987.
Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., 2004.
Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII в. СПб., 2004.
Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.
Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI века. М., 1972.
Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975.
Попов Г.В. Андрей Рублев. М., 2007.
Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.
Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI–XV вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Вып. 1. М., 1983. С. 9–74.
Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.
Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
Смирнова Э.С. Живопись Северо-Восточной Руси. Ростов. Владимир. Кострома. Муром. Рязань. Москва. Вологодский край. Двина. Середина XIII – середина XIV века. М.. 2004.
Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. СПб., 1988.
Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских икон XI–XIV вв. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
б) дополнительная литература:
Каталоги:
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995.
Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл. XI–XV века / Отв. ред. И.А. Стерлигова. М., 1996.
Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 2008.
Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. Каталог. М., 2007.
Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982.
Монографии:
Антипов И.В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009.
Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984.
Вздорнов Г.И. «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1989.
Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М., 2006.
Комашко Н. Русская икона XVIII века. М., 2006.
Комашко Н.И., Мерзлютина Н.А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003.
Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.
Подъяпольский С.С. Историко-архитектурные исследования. Статьи и материалы. М., 2006.
Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996.
Смирнова Э.С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 1994.
Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Археология России: http://www.archeologia.ru/
Иконография восточнохристианского искусства. База данных памятников восточнохристианского искусства http://lib.pstgu.ru/icons/index.php
Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики http://www.icon-art.info/
Электронная библиотека по русской архитектуре: http://archi.ru/lib/publications.html
Сайты российских и зарубежных музеев, частных коллекций и галерей
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035400 – История искусств
- Примерный учебный план подготовки бакалавра по направлению 035400 - История искусств
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 3. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Искусство первобытного общества
- Раздел II. Искусство Древнего Египта
- Раздел III. Искусство Древнего Двуречья
- Раздел IV. Искусство на территориях, соседних с Двуречьем: Передняя Азия, Закавказье, Иран.
- Раздел V. Искусство Эгейского мира
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Культура «гомеровской Греции». Искусство геометрического стиля.
- Раздел II. Искусство эпохи архаики (конец VIII-VI вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство классического периода (V-IV вв. До н. Э.)
- Раздел III. Искусство эпохи эллинизма (последняя четверть IV- I в. До н. Э.).
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Искусство Древнего Рима.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1: искусство раннего средневеквовья
- 1.1.Искусство Рима VI-IX веков
- 1.2. Искусство варварских народов
- Раздел 2. Каролинское и оттоновское искусство. Формирование романского искусства.
- 2.2.Формирование романского искусства
- Раздел 3. Романское искусство
- 3.1 Архитектура
- 3.2.Романская скульптура
- 3.3.Романская монументальная живопись и книжная миниатюра
- Раздел 4. Искусство готики
- 4.1. Готическая архитектура.
- 4.2. Готическая скульптура.
- Раздел 5. Искусство Поздней готики
- 1. Архитектура.
- 2. Скульптура.
- 3. Живопись.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I. Позднеантичное и раннехристианское искусство.
- Раздел II. Искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества.
- Раздел III. Искусство средневизантийского периода.
- Раздел IV. Искусство 13 в. И поздневизантийского периода.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- Общекультурные компетенции
- Профессиональные компетенции
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.1 Искусство Италии XIII-XIV вв.
- Раздел 1.2 Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Раздел 1.3 Искусство Арс Нова
- Раздел 2.1 Искусство зрелого и позднего Возрождения в Италии.
- Раздел 2.2 Искусство Северного Возрождения.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Декоративно-прикладное искусство
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Примерная программа учебной дисциплины Наименование дисциплины
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 «История искусств»
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1.
- Раздел 1.1
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 1.Художественное ремесло древних славян. 1 – 10 вв.
- 2. Художественное ремесло Киевской Руси X–XII в.
- 3.Художественное ремесло Среднерусских земель хi – хiii веков.
- 4.Художественное ремесло Великого Новгорода XII–XVI вв.
- 5.Художественное ремесло Московского княжества XIV – XVI вв.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение: общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии
- Раздел 2. История науки как история ее методов (пути сложения современного искусствознания)
- 2.1 Первоначальный период истории искусства (античность и средние века)
- 1.2. Эпоха Возрождения и Вазари
- 1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания
- 1.4 Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)
- 1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории
- 1.6 Культурно-историческая школа в истории искусства и начало самостоятельной науки об искусстве
- Раздел 2. «археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество)
- Раздел 3 анализ формы (морфология искусства)
- 3.1 Формально-стилистический метод
- 3.2 Венская школа искусствознания
- 3.3 Традиции французского, англо-американского и отечественного формализма
- 3.4 Структурный анализ в искусствознании
- Раздел 4 семантический подход
- 4.1 Иконография
- 4.2 Иконология
- 4.3 Семиотика в искусствознании
- Раздел 5 художественная критика: ее подходы и литературные формы (жанр эссеизма)
- Раздел 6 междисциплинарные тенденции
- 6.1 Психологические и социологические подходы к искусству
- 6.2 Религиозные подходы
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел 8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 15
- Раздел 16
- Раздел 17
- Раздел 18
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Наименование дисциплины
- Рекомендуется для направления подготовки по специальности
- 035400 История искусства
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Русская критика XVIII столетия.
- Раздел 2. Русская критика первой половины XIX века.
- Раздел 3. Русская критика второй половины XIX века.
- Раздел 4. Русская критика рубежа XIX-XX веков.
- Раздел 5. Русская художественная критика XX в.
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел I.
- Раздел II
- Раздел III Собирательство в России.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Рисунок
- Раздел 2. Печатная графика
- Раздел 3. Книжный дизайн
- Раздел 4. Виды техник прикладного искусства
- Раздел 5.Техника монументальной живописи
- Раздел 6. Техника станковой живописи
- Раздел 7. Техника создания скульптуры
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Истоки реставрации
- Раздел 3. Организационные основы охраны и реставрации памятников в России в XIX в.
- Раздел 4. Функции реставрации
- Раздел 5. Структура научной реставрации
- Раздел 6.
- Раздел 7. Описание практики
- Раздел 8. Характеристика консервационных операций
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Рекомендуемые образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Раздел 1. Теоретические проблемы эстетики.
- Раздел 2. История эстетической мысли.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Разработчики и эксперты проекта пооп