logo
примерная образовательная программа

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы искусства Древнего Рима» являются знакомство студентов с основными периодами развития архитектуры и изобразительного искусства на заключительном этапе существования античной художественной системы в искусстве Древнего Рима, с неповторимой индивидуальностью древнеримского искусства, с новаторскими типологиями и конструктивными, планировочными, пространственными, декоративными особенностями древнеримской архитектуры, со специфическими особенностями архитектуры и искусства римских провинций.

Задачи дисциплины:

  1. Показать особенности одного из важнейших периодов истории мирового искусства – истории искусства Древнего Рима – заключительного этапа развития античной художественной культуры Средиземноморья;

  2. Дать представление, что искусство Древнего Рима – это итог в развитии искусства античного общества и вместе с тем – классический пример самостоятельного развития античного искусства от зарождения, через ярчайший этап расцвета его характерных особенностей, до формирования в его недрах, прямо противоположной всей античной и принципиально новой художественной системы;

  3. Дать представление об основных этапах развития искусства Древнего Рима, выявить особенности их исторического развития;

  4. Продемонстрировать, что искусство Древнего Рима предвещает и во многом определяет развитие искусства эпохи Средних веков, знаменуя трагическую, полную драматического пафоса, гибель всей римской, а шире античной цивилизации и искусства;

  5. Отметить, что римскую архитектуру и искусство отличают величественный масштаб, контрастное многообразие стилевых форм, новаторские типологии и иконографические схемы, своеобразие художественного языка, сложная, противоречивая, но и увлекательная эволюция; им неизменно присуща самобытность и неповторимость;

  6. Показать, что архитектура Древнего Рима, ее открытия и свершения, новые архитектурные концепции, конструктивные системы и типологии, масштабные памятники и особенности декоративного убранства обладают ярко выраженной индивидуальностью в рамках развития античных архитектурных систем и обладают непреходящей ценностью для последующих этапов развития мирового искусства;

  7. Обратить внимание, что для последующей истории изобразительного искусства велико значение возникших в рамках римской культуры и обладавших собственной индивидуальностью памятников исторического рельефа и скульптурного портрета, с их своеобразием художественного языка и многообразной эволюцией;

  8. Охарактеризовать индивидуальности крупных мастеров в процессе их творческой эволюции;

  9. Познакомить с лучшими произведениями разных видов искусств, предложив варианты их углубленного профессионального анализа;

  10. Дать представление о радикальной перестройке в области тематики, сюжета и жанра изобразительных искусств;

  11. Раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентирами создавшей его эпохи / культуры;

  12. Проследить формирование региональных художественных школ;

  13. Подчеркнуть, что традиции римской архитектуры и изобразительного искусства оказали плодотворное воздействие на все европейское искусство последующих столетий.

  14. Изучить основные подходы к изучению искусства Древнего Рима в российской и зарубежной науке, выявить главные методологические проблемы современного искусствознания в области изучения искусства Древнего Рима.

Обозначенные цели, задачи и темы получат дальнейшее развитие и тщательную проработку в семинаре «Проблемы искусства Древнего Мира».