logo
примерная образовательная программа

2.2.Формирование романского искусства

Архитектура. Проблема базиликального сводчатого здания как основная тема архитектурной истории в период формирования романского искусства. Ломбардская традиция в архитектуре раннего средневековья и ее распространение по Европе; остаточные элементы античного декора и ранние сводчатые решения ломбардских мастеров. Архитектурные традиции 10-11 века, сложившиеся под влиянием Ломбардии. Оттоновская архитектура, ее планировочные особенности и декоративные принципы. Наследие каролингской и византийской традиций в оттоновской архитектуре. Новые решения: церковь св. Кириака в Гернроде. Постепенное вытеснение позднеантичной и каролингской традиции храмового здания и сложе¬ние многосоставной, сложной сводчатой базилики с ордерным декором внутренне¬го пространства в немецкой архитектуре к середине 11 века. Собор в Шпаере. Франция: поиски нового решения восточной части здания в архитектуре 10-11 веков. Ранние сложные крипты. История сложения хора с обходом: первоначальные и окончательные варианты этой системы. Раннероманские памятники: церковь Сен Филибер в Турню. Ордерные решения ранней романики: Сан Пере де Рода и нартекс Сен Бенуа на Луаре. Сложение трехнефной сводчатой системы с цилиндрическим сводом в главном и крестовыми в боковых нефах. Сен Мартен в Туре и паломнические базилики. Изобразительное искусство. Книжная миниатюра "оттоновского возрождения". «Registrum Gregorii» как свидетельство антикизирующих тенденция в оттоновском искусстве. Нарастание византийских влияний в искусстве около 1000 года и их соотношение с каролингским наследием. Сложение новых иконографий по принципам, неизвестным позднеантичному и каролингскому искусству: Евангелие Оттона III, Аахенское Евангелие, Евангелие аббатисы Уты. Стилистические особенности оттоновской миниатюры. Продолжение ее традиций и их видоизменение в искусстве первой половины 11 века. Кельнская школа. «Золотое Евангелие» из Эхтернаха и «Золотой кодекс» Шпайерского собора. Пластика: роль мелкой пластики в искусстве 950-1050 гг. Своеобразие натурализма в оттоновской пластике: Распятие Геро и диптих из Трира. Монументальные памятники из бронзы (двери церкви св.Михаила в Хильдесхайме) и драгоценных металлов (алтарный антепендий и кафедра аахенской капеллы, антепендий Базельского собора). Монументальные памятники из камня: киворий Сант Амброджо в Милане. Иконография и стиль раннероманского изобразительного искусства.