logo
примерная образовательная программа

Раздел 18

Ценности и мир эстетического (этика и эстетика). Сакральное и профанное как аспекты художественной активности. Религиозные свойства искусства. Жертвенные аспекты творчества. Искусство и творчество как разновидность священнодействия. Феномен канонического искусства и его историко-религиозные варианты. Экклезиологические аспекты христианского искусства. Христианская Литургия в ее мистериальном измерении. Обмирщение как эстетическая проблема. Аморализм в искусстве. Обрядность художественной активности. Творчество как богоподражание.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 

  1. Теория искусства в контексте гуманитарных наук: междисциплинарная природа теоретического знания.

  2. Теория и практика искусства.

  3. Искусство и мораль (искусство и воспитание).

  4. Искусство: смысл и содержание понятия.

  5. Сакральное и секулярное в изобразительном искусстве.

  6. Творческая деятельность и ее назначение.

  7. Мистериальные измерения изобразительности. Природа иконного образа.

  8. Образ, воображение и изобразительность.

  9. Культовые аспекты искусства. Иконоборчество и иконопочитание как культурно-исторические явления.

  10. Восприятие и механизм формирования образа мира.

  11. Искусство и сакральное.

  12. Типы сознания и проблема сновидения.

  13. Искусство и мир ценностей.

  14. Строение зрительного аппарата и структура зрительного опыта.

  15. Искусство и повседневность.

  16. Зрение и гештальт.

  17. Искусство и идеология.

  18. Изобразительная активность и критерии художественности. Искусство, не-искусство и антиискусство.

  19. Искусство и аудитория (публика).

  20. Магическое изображение.

  21. Жизненное пространство художника и его наполнение.

  22. Религиозное искусство и понятие сакрального образа.

  23. Практика и прагматика искусства (бытование искусства с точки зрения пользователя).

  24. Изображение как инструмент воздействия (и его разновидности).

  25. Художественная деятельность с поведенческой точки зрения.

  26. Искусство как экспрессия и проблема «чистого искусства».

  27. Искусство и структуры социальных связей.

  28. Основные значения понятия формы. Краткая история понятия.

  29. Стиль и единство сознания.

  30. Форма, гештальт, структура.

  31. Стиль как характеристика исторического бытия художественной формы.

  32. Форма в творческом акте. Понятие художественной («значимой») формы.

  33. Происхождение (природа) стиля.

  34. Развитие представлений о стиле с античности до наших дней.

  35. Материя, творение и творчество.

  36. Материальность, телесность и предметность в искусстве.

  37. Стиль: содержание и границы понятия.

  38. Проблема материала в художественном творчестве (вещественный и содержательный аспекты).

  39. Юнгианская теория и практика интерпретации и ее применение к изобразительному искусству.

  40. Понятие пространства в античном мышлении.

  41. Юнгианская теория воображения и образности. Понятие символа в аналитической психологии.

  42. Пространство в Новое время (картезианское пространство и пространстов у Канта).

  43. Искусство и архетипы коллективного бессознательного.

  44. Пространство и трехмерное восприятие.

  45. Общая теория искусства у Фрейда и в последующем психоанализе.

  46. Теории стереопсиса.

  47. Психоаналитические принципы толкования и их применение к изобразительному искусству.

  48. Экзистенциальное пространство и его категории.

  49. Искусство и символизм индивидуального бессознательного (искусство как трансфер). Искусство и сновидение.

  50. Художественное пространство и межвидовые различия (пространственные структуры в архитектуре и скульптуре).

  51. Человеческая психика как источник значения в изобразительном искусстве. Концепция «психического аппарата» в психоанализе.

  52. Особенности иллюзорного пространства живописи.

  53. Символ, аллегория и эмблема в изобразительном искусстве. Изображение как сравнение.

  54. Перспектива.

  55. Проблемы иносказания в изобразительном искусстве. Метафора и метонимия.

  56. Определение и основное содержание понятия времени от античности до Нового времени.

  57. Изобразительное искусство как визуальная риторика.

  58. Рациональные и иррациональные аспекты времени.

  59. Произведение искусства как «открытая система». Визуальная поэтика изображения.

  60. Основные проблемы времени в пластических искусствах.

  61. Особенности эстетического сообщения и проблемы его усвоения и толкования.

  62. Изобразительное искусство и историческое время.

  63. Свет: физические и метафизические аспекты.

  64. Проблемы технической изобразительности (изображение как воспроизведение и репродукция).

  65. Символизм света в европейской культуре.

  66. Типы изобразительности в различных видах изобразительного искусства.

  67. Природа цветоощущения и основные параметры цвета.

  68. Предметная и тематическая изобразительность.

  69. Психологические и символическте составляющие цветопереживания.

  70. Аспекты иконичности в визуальном образе.

  71. Свет и цвет в видах изобразительного искусства.

  72. Типы знаков и знак иконический.

  73. Композиция произведения как организация изображения.

  74. Речевые аспекты изображения. Понятие дискурса и смысла в изображении.

  75. Немиметические уровни изображения.

  76. Понятие и строение знака. Референция и денотация.

  77. Пропорции в изображении.

  78. Коммуникативная природа значения.

  79. Композиция и модальность в изображении.

  80. Повествовательные структуры изображения.