logo
примерная образовательная программа

Раздел 1.3 Искусство Арс Нова

Концепция «Северного Возрождения» и содержание термина «Арс Нова». Национальная самобытность и историко-художественная периодизация искусства Возрождения к Северу от Альп. Hазличие путей развития новых явлений культуры и искусства этих стран от Италии. Современная точка зрения на искусство Возрождения в странах к Северу от Альп, научная обоснованность выбора критерия в оценке их искусства. Концепция «Арс Нова» Э.Панофского и концепция «осени средневековья» Й.Хёйзинги. Эволюционная концепция французских и немецких историков искусства. Расцвет городской и придворной позднесредневековой культуры как основа для последующих новаций. Расцвет номиналистической схоластической философии Оккама и его последователей. Роль средневековой университетской науки в расширении знаний. Религиозное обновление в Европе и развитие «нового благочестия». Распространение идей религиозных мистиков (Мейстера Экхарта, Таулера и Сузо) и влияние на искусство. «Скрытый символизм» позднесредневекового искусства и его влияние на содержание образов. Развитие христианского гуманизма, связь с гуманистическим движением Италии. Расцвет средневековой литературы, театра, зрелищных форм праздника. Куртуазная культура королевских и княжеских дворов Европы. Взаимодействие итальянской и североевропейской культур на рубеже XIV-XV вв. Расцвет «интернационального стиля» и развитие эмпирического реализма в скульптуре и живописи. Книжная миниатюра франко-фламандской школы. Пробуждение в рамках эмпирического реализма готики интереса к передаче глубинного пространства и световой насыщенности цвета, к достоверности предметной и природной среды, к индивидуальной характерности образов. Философия Николая Кузанского и эстетическое переживание многообразия и красоты природного мира.

Формирование нового стиля в европейских художественных школах на рубеже XIV-XV вв. Придворно-рыцарское искусство Бургундии и его роль в становлении самостоятельных художественных школ Франции и Нидерландов. Франко-фламандская миниатюра. Творчество братьев Лимбургов («Великолепный часослов герцога Беррийского»). Новое отношение к природе, новаторство в передаче пространства и световоздушной среды, любовь к подробному, внимательному изобразительному рассказу, интерес к детали и к красочному богатству цвета, как к драгоценной поверхности. Влияние религиозного пантеизма на характер восприятия природы. Миланско-Туринский часослов и участие в его создании бр. Ван Эйков. Роль пластики в развитии нового стиля. Творчество франко-фламандского скульптура Клауса Слютера: соотношение позднеготического натурализма и поиски выразительной монументальности пластической формы. Творчество Мельхора Брудерлама.

Искусство Нидерландов XV в.

Искусство Германии XV в.

Искусство Франции XV в